Аргументы Недели → Город М № 5(297) от 09.02.2012

Ремень – родительский всеобуч

, 17:15

Жестокое обращение с детьми в московских семьях, к сожалению, встречается нередко. Агрессивность взрослых возникает, как правило, из-за тяжёлых социальных условий жизни. А недостаток внимания и заботы родителей  вызван напряжённым ритмом их работы. Из-за вышеперечисленных проблем страдают дети всех возрастов. По  официальной статистике, 12,5% считают себя незащищёнными и никому не нужными. А 40% опрошенных чувствуют отчуждённое отношение со стороны взрослых.

Кампания по противодействию жестокому обращению с детьми стартовала ещё в 2010 году, но проблем меньше, увы, не стало. Вот что рассказывает Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в городе Москве:  «Большинство родителей не знают, а порой и знать не хотят, что же происходит с их детьми в школе или на улице. По данным статистики, 30% подростков курят, а 60% употребляют спиртные напитки. Тем временем 90% родителей  убеждены, что их отпрыски не берут в руки сигарет, и около 80% взрослых думают, что их чада не употребляют алкоголь.

 

 Учитывая вышесказанное, власти Москвы  гадают: стоит ли им вмешиваться в дела семьи, чтобы помочь родителям. А если стоит, то как это сделать по закону? Такая  инициатива может вызвать непонимание. «Не должно быть, на мой взгляд, никакой государственной инициативы, которая за этим бы следила. Необходима приватность семейной жизни, – считает диакон Андрей Кураев. – Повышение голоса, например, – это вынужденная мера. Но она не должна стать единственной интонацией разговора с ребёнком. В некоторых ситуациях дать подзатыльник или шлёпнуть по рукам тоже можно. Например, если ребёнок лезет в розетку».

В том же ключе рассуждает и Татьяна Боровикова, председатель Всероссийской общественной организации «Много деток – хорошо!»: «Воспитание – это и кнут, и пряник. Невозможно всё ребёнку разрешать. Иначе вырастает человек, который не знает границ дозволенного».  

 Как послать отца…к психологу

Департамент семейной политики советует родителям психологические тренинги. На специальных курсах взрослым объяснят, почему нельзя бить детей, и покажут альтернативные способы воспитания.

«Мы должны вести постоянный диалог с родителями, – говорит Антонина Ляшенко, директор Московской службы психологической помощи населению. –  В советское время  существовало хорошее понятие – «родительский всеобуч». А сейчас всё сводится к формальным акциям вроде круглых столов. Пошумели и разошлись. Раньше на подобные сборы охотно приходили многие родители. А перед ними выступали грамотные педагоги.

Главная задача сегодня – это воспитывать терпимость у людей, выросших в период «разлома» нашей истории. Сегодняшние родители – это люди, которые формировались в период перестройки. В агрессивной среде. Может быть, поэтому почти в каждой современной семье идёт чуть ли не гражданская война. Это противостояние губительно для детской психики.

 Снять напряжение как раз помогли бы специальные психологические курсы. «Но мы не можем сделать тренинги обязательными для всех родителей, – считает адвокат Мари Давтян. – Мы должны чётко видеть ту грань, когда преступаем рамки дозволенного».  Сегодня выявить насилие в семье можно с помощью небезразличных учителей. Специальных психологических обследований в учебных заведениях. Регулярных медицинских осмотров детей из проблемных семей. Анкетирования. И, наконец, телефонов доверия. Важно, чтобы вмешательство извне помогало, а не сеяло между родителями и детьми раздоры.

Запомни – 051

На данный момент в Москве действует Единый общероссийский номер телефона доверия для детей. «По случаям жестокого обращения в семье за 2011 год зарегистрировано 145 звонков, –  рассказывает Людмила Гусева, руководитель Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы. – Специалисты знают, как работать с такими обращениями. Мы подключаем все службы (социальной поддержки населения, органы опеки и прочее) для того, чтобы моментально среагировать и вывести ребёнка из той ситуации, в которой он оказался или может оказаться». В столице также действует трёхзначный номер – 051. По словам Антонины Ляшенко, на него обращается даже больше детей и подростков, чем на общероссийский.

Весь мир давно пользуется «горячими линиями» для детей. О таких телефонах европейских детей, например, неоднократно информируют в школе. Наши девчонки и мальчишки о такой поддержке мало что знают. Их преподаватели тоже. Эксперты отмечают, что необходимо регулярно  напоминать телефоны доверия взрослым и детям. Только в этом случае будет ощущаться эффективность специальных служб помощи.

Однако, по сути, подобный способ работы с ребёнком – это полумера. «Горячие линии» – это, конечно, лучше, чем ничего, – считает Олеся Покусаева, детский семейный психолог. – Но не могу сказать, что они очень эффективны. Это не психотерапия и не скорая помощь». Действительно любому психологу нужно провести 8–10 консультаций, а иногда  работать с семьёй по полгода, прежде чем отношение людей друг к другу изменится.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram