Возобновились переговоры между Москвой и Подмосковьем о передаче лесов, граничащих с московскими лесопарками, в собственность столицы. Речь идет ни много ни мало об увеличении Москвы почти в полтора раза – со 110 тыс. га до 160 тыс. га. Заявлено, что леса будут использованы Москвой в рекреационных целях, то есть останутся лесами.
Согласно первому Генплану Москвы, принятому в 1935 г., вокруг столицы должен был сохраниться лесопарковый защитный пояс. Этот пояс просуществовал в целости до 1991 года. А потом Московская область принялась вырубать его под застройку. С тех пор его площадь сократилась с 72 тыс. га до 50 тыс. га.
Сложилась парадоксальная ситуация: лес, имеющий стратегическое значение для Москвы, не принадлежит ей и не обладает статусом охраняемой территории. По той простой причине, что изначально в этом не было необходимости, защитный пояс значился как приписные леса столицы и потому находился в ее ведении. Москва составляла планы на каждое десятилетие: сколько гектаров леса посадить, сколько гектаров малоценных пород заменить на хвойные (которые дают больше кислорода). После перестройки Московская область отменила статус приписных лесов и стала распоряжаться этой территорией сама. В результате вокруг столицы выросло так называемое «губернское кольцо»: жилые и коммерческие объекты.
«Если процесс не остановить, в обозримом будущем Москва станет непригодной для жизни. Дело даже не в том, что здесь нельзя будет рожать и растить здоровых детей, – здесь попросту будет невозможно находиться. Запыленность, загазованность, духота и перегрев – вот что нас ждет. Это не пафос «зеленых», это серьезно», – говорит эколог Борис Самойлов, редактор Красной книги Москвы.
Возникает закономерный вопрос:
откуда взялась надежда, что московские чиновники отличаются от областных и сохранят лес? Отличаются не чиновники, а регионы. В области слишком много леса, чтобы она умела ценить его. В 1991 г. он составлял 42% территории Подмосковья, а сейчас – около 35% (точная цифра неизвестна, поскольку учет теперь не ведется).
«Конечно, к Москве много претензий в части соблюдения природоохранного законодательства. Но в сравнении с Подмосковьем она ярый защитник природы, – отмечает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. – В области творится такой беспредел, какого больше нигде не сыщешь. Застроены все водоемы, привлекательные для олигархов. В Москве тоже были такие прецеденты, но также были прецеденты ликвидации таких построек – например, на Карамышевской набережной».
«Действительно, Ю. Лужков заботился об экологии и не тронул ни одного гектара леса. Но про С. Собянина этого не скажешь. Он лично открыл спортивный объект в Битцевском лесу. Впервые на особо охраняемой природной территории в Москве что-то построили. Так что передача лесов столице не предвещает ничего хорошего, – возражает Б. Самойлов. – Для сохранения лесопаркового защитного пояса надо присвоить ему статус федеральной охраняемой зоны. Таким статусом обладает, например, Лосиный остров. Заботиться об областных лесах столица не имеет права, но Лосиный остров – исключение. Почему бы Москве не добиваться для защитного пояса такого же статуса? Зачем Москве обязательно включать его в свои границы?»
Депутат Госдумы Илья Пономарев допускает наличие у мэрии корыстных интересов: «От передачи леса будет больше пользы, чем вреда. Но здесь может быть коррупционный фактор: распоряжаться землей хотят все». Впрочем, выгоду могут извлечь только чиновники – строительный бизнес в передаче земли не заинтересован. «Инвесторам это не нужно, – говорит эксперт риелторской компании Penny Lane Realty Александр Зиминский. – Перевод земли в ведение Москвы вызовет подорожание участков – для инвестора это означает увеличение себестоимости объекта. А вот удастся ли инвестору продать объект дороже на том основании, что он административно относится к Москве, – большой вопрос. На первичном рынке уже 45% квартир в городах-сателлитах сравнялось по стоимости с жильем в московских районах, расположенных за пределами МКАД. А около 5% подмосковных жилых комплексов стоят даже дороже аналогичных комплексов в столице».
В Подмосковье намерения московской мэрии расценивают как политические и считают их трудновыполнимыми. «Столице тесно, она хочет расширить свои границы, – комментирует депутат Московской областной думы Александр Романович. – Осуществить это крайне сложно. Случаи передачи столице подмосковной земли имели место при советской власти, когда было другое законодательство. Теперь же для изменения границ необходим референдум в обоих регионах. Москвичи, конечно, выскажутся «за». А жители Подмосковья?»
Однако в конечном итоге все зависит не от воли жителей, а от воли губернатора. При желании он найдет возможность пойти Москве навстречу. Пока столицей руководил прежний мэр, Б. Громов отказывал ему наотрез. Но с федеральной командой, которая пришла на место лужковской, приходится взаимодействовать иначе. Сам факт возобновления переговоров о передаче леса – тому подтверждение.