Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 2(140) от 15.01.2009

Жертва Петра

, 18:18

Один из самых симпатичных уголков Москвы – район Басманных улиц. Заповедный город, относительно нетронутый. Вроде бы и центр, но с незначительным провинциальным ароматом. Время тут подчас кажется остановившимся.

Б

олее того, даже железная дорога - предмет, казалось бы, напрочь несовместимый с представлением об уюте - здесь воспринимается не как назойливый транспорт, а как часть старомосковского антуража. Она проходит гдето там, внизу, под улицами. И при желании можно немного постоять на мостике и полюбоваться на движение составов.

Эта местность связана своей историей с самым суетным и «неуютным» царем - Петром I. Он постоянно ездил по Басманной из Кремля к своей любимой Немецкой слободе. По дороге, разумеется, любил захаживать в гости к приближенным дворянам.

Истинно русское самодурство в этом человеке сочеталось с государственной мудростью и патриотизмом. Одна из свидетельниц петровых парадоксов - церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице.

Писатель Олег Волков говорил о ней: «Известно, что Петр сам сделал рисунок и чертежи этой церкви и повелел сооружать ее в те годы, когда было запрещено возводить гделибо в России каменные строения и всех каменщиков сгоняли на постройку Петербурга. Петр заботился о церкви своего Святого покровителя. Он не только сделал для нее исключение из указа, изданного им самим, но еще и отпустил на постройку две тысячи рублей из собственных средств».

Все действительно так. Да, император сам сделал эскиз и чертежи. Да, пожертвовал две тысячи рублей. Одно лишь кажется странным - время строительства: с 1705 по 1728 год. Итого: 23 года. Не много ли для храма, которому покровительствовал сам император?

Дело в том, что Петр вскоре после начала строительства заморозил его. Храм стоял недостроенным, портил вид улицы до отмены указа о запрете на каменные здания. Церковь была полностью закончена лишь спустя три года после смерти императора.

И нельзя сказать, чего в таком поведении было больше - государственной мудрости или же самодурства.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram