В октябре 1962 г. в Москве был арестован полковник Олег Пеньковский, офицер Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Вооружённых сил СССР. На суде его заклеймили как карьериста и себялюбца, назвав «идейно опустошённым», корыстным и морально разложившимся типом. Как утверждало обвинение, он был «озлобленный на всех и на всё за то, что был отчислен из кадров Советской армии», потому и стал «наймитом иностранных разведок».
Как сейчас выявляют изменников? Об этом обозреватель «АН» попросил рассказать ветеранов и действующих сотрудников российских спецслужб.
Загадка Пеньковского
Когда на море качка и бушует ураган, отдыхающие наконец-то идут в библиотеку. В небольшом, но уютном читальном зале ведомственного санатория российских спецслужб нас четверо: полковник в отставке Максим Михайлович Жирков, майор-полиграфолог Андрей Константинович, его жена, красавица Кристина – психолог в погонах и ваш покорный слуга.
Мне было приятно видеть Максима Михайловича за чтением материала на первой странице родного еженедельника.
– Читаю вашу газету ещё со времён первого ведущего рубрики «Мир шпионажа» Станислава Валерьевича Лекарева, – сказал полковник Жирков и перекрестился. – Пусть ему земля станет пухом. Славный был человек.
– Вы его хорошо знали? – встрепенулся обозреватель «АН».
– Пересекались по работе в Англии, – коротко ответил старый разведчик. – Потом с интересом читал все его статьи. Правда, с некоторыми хотелось поспорить. Например, с материалами об Олеге Пеньковском.
В ответ на это заявление я быстро нашёл в своём макбуке сенсационную серию публикаций своего предшественника по ведению рубрики «Мир шпионажа» за октябрь 2007 года. В ней Станислав Лекарев убедительно доказывал, что самый известный предатель – полковник Пеньковский – был не изменником Родины, а засланным казачком советской разведки. И его не расстреляли по приговору суда и не сожгли заживо в топке крематория ГРУ, как пишет в своей книге «Ледокол» Виктор Суворов, а присвоили генеральское звание и под другой фамилией отправили на секретную работу.
– Это красивая легенда о подставе сверхсекретной стратегической разведки Кремля с лёгкой руки Станислава Валерьевича Лекарева живёт до сих пор, – откликнулся Максим Михайлович. – Мол, именно дезинформация Пеньковского помогла спасти мир от ядерной войны во время Карибского кризиса. На самом деле к предательству его подтолкнула личная обида.
Полковник Жирков рассказал, что первым разоблачил Пеньковского заместитель начальника ГРУ. Это генерал Хаджи Мамсуров обнаружил в личном деле разведчика обман. Выяснилось, что полковник скрыл тот факт, что его отец являлся офицером артиллерийской разведки 1-й бригады Белой армии. Шла Гражданская война, и он участвовал в боях с частями Красной армии. В официальной анкете значилось, что Владимир Флорианович Пеньковский «умер от тифа в 1919 году». В действительности лейтенанта В. Пеньковского в 1919 г. расстреляли красные, т.е. советская власть лишила Олега Пеньковского отца. После скандального разбирательства разведчика уволили из рядов ГРУ. Тот крепко обиделся.
Но не имей сто рублей, а женись, как Аджубей, говорили журналисты, намекая на брак главного редактора «Известий» с дочерью Никиты Хрущёва. Олег Пеньковский был женат на дочери генерал-лейтенанта – начальника Политуправления Московского военного округа. Поэтому вновь всплыть в карьерном море разведки ему помогли банальный советский блат и личные связи. Так, благодаря настойчивым усилиям родственника Хрущёва – влиятельного генерала спецслужб Ивана Серова и поддержке маршала артиллерии Сергея Варенцова Олега Пеньковского возвращают в ГРУ в качестве старшего офицера 3-го управления (страны Северной и Южной Америки, Великобритания).
Пеньковский по советским меркам вёл довольно разгульный образ жизни. Как на суде вещало обвинение, «он был близок со многими женщинами, прожигал жизнь в питейных заведениях», то есть, как потом пел Владимир Высоцкий, «меры в женщинах и пиве он не знал и не хотел». Кроме того, «не проявлял интереса ни к литературе, ни к музыке, ни к искусству», «не читал книг».
Реальный Пеньковский далёк от этого карикатурного образа: за его плечами были три военные кампании, тяжёлое ранение и контузия, на боевом счету несколько лично подбитых немецких танков. Он к 1945 году – командир гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка. На его груди – два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени и Красной Звезды, 8 медалей. Кроме того, получены дипломы Военной академии имени М.В. Фрунзе, Военно-дипломатической академии и высших курсов Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. И в итоге печальный финал.
Я выключил портативный компьютер и сказал:
– Мне тоже больше по душе версия Лекарева о том, что Пеньковский был не банальным предателем, а героем, двойным агентом в стане врага. Недавно нашёл интересный факт, подтверждающий это. Оказывается, родная дочь Пеньковского после разоблачения отца работала в информационной службе Первого главного управления КГБ, как тогда называлась внешняя разведка. Знающие люди рассказывали, что устроиться ей помогали влиятельные лица спецслужб. Вполне возможно, что таковым было условие самого Олега Пеньковского, согласившегося стать подставой.
Полковник Жирков усмехнулся:
– И я бы хотел верить в это. Но факты – упрямая вещь. Как следует из материалов уголовного дела, за 16 месяцев шпионской деятельности (апрель 1961 – август 1962 г.) Пеньковский провёл 30 встреч (13 в Москве и 17 за границей), в ходе которых передал англичанам 111 кассет с микроплёнками (свыше 5 тысяч кадров), содержащих данные, составляющие служебную, секретную и совершенно секретную информацию о военной и государственной тайне СССР. Кроме того, он передал около 5 тысяч листов документов в оригинале, зашифрованных машинописных и рукописных сведений.
По его наводке, если верить опубликованным на Западе документам, «погорели» около 600 советских разведчиков, из них более 50 – офицеры ГРУ.
Дорога на эшафот
Вот как это описывал в своём материале Станислав Лекарев.
Сотрудникам разведки и контрразведки было полуофициально сообщено о точном времени выхода приговорённого «к вышке» Пеньковского во внутренний двор. Взглянуть на живого шпиона хотелось всем. Особенно молодым офицерам, которым видавшие виды ветераны уступили наиболее удобные места у окон. Мы видели, как во двор через ворота 4-го подъезда дома №2 въехала белая «Волга»-пикап. Вскоре появилась охрана. И после некоторой паузы со стороны дверей в подвальное помещение вышел высокий, как нам казалось сверху, человек с седеющими, гладко зачёсанными назад волосами. Он был в сером костюме, держался прямо и явно не торопился. Взглянув наверх, он увидел, что из всех окон на него смотрели любопытные глаза сотрудников советских контрразведки и разведки. Эта картина запечатлелась в памяти очевидца на всю жизнь.
Как используют тесты и детектор лжи
Честно признаюсь, эти цифры меня ошарашили. Вот, оказывается, какова цена предательства! И ведь Пеньковский, к сожалению, был не одинок. Свыше 30 сотрудников советских и российских спецслужб стали перебежчиками. Но почему же не выявили своевременно этих изменников? Неужели нет современных научных методов? С этими вопросами я обратился к другим своим собеседникам.
Внимательно слушавшие наш разговор Кристина и Андрей Константинович, охотно подключились к беседе. Первой начала женщина:
– В специальном разделе психологии неплохо изучен так называемый синдром измены. Для его выявления мы применяем целую систему специальных тестов. Тех, кто их «заваливает», на особый контроль берут кадровики и контрразведка.
– После бегства в США предателя полковника Потеева – Пеньковского XXI века – у нас всех сотрудников спецслужб стали проверять на полиграфе, – поддержал жену Андрей Константинович. – Пока это делается раз в год или немного чаще. Обычно во время плановой диспансеризации. Кроме того, на детектор лжи направляют сотрудников при назначении на вышестоящую должность, при отправке в загранкомандировку или возвращении из неё. На мой взгляд, это надо делать не эпизодически. Всех сотрудников нужно проверять на полиграфе хотя бы раз в квартал, а руководство и высших хранителей тайн и чаще пропускать через детектор лжи.
По словам майора-полиграфолога, это не занимает много времени. Наши детекторы лжи – лучшие в мире. Ещё несколько лет назад на проведение проверок на полиграфе отводили 1,5 часа. Кандидат проходил 4–5 тестов. Сейчас приборы усовершенствовали, и заключение о том, говорит ли испытуемый правду, выдаётся через 15–20 минут. И только если появляются подозрения, время испытаний увеличивается до 5 часов, а количество тестов может достигать и 80. На это уходит 2–3 дня.
Кстати, российские полиграфы являются самыми совершенными. Так их оценили американцы. В отличие от импортной аппаратуры наши «Крис», «Риф» и «Барьер» позволяют снимать показатели, свидетельствующие о том, что испытуемые оказывают противодействие полиграфу. Аппараты фиксируют факт принятия любых успокоительных лекарств или применения специальных расслабляющих методик, которым учат в шпионских центрах и разведшколах. Российские детекторы значительно дешевле американских. «Барьер» стоит 3,8 тыс. долларов. На Западе такой аппарат можно купить за 10 тыс. долларов и более.
В США уже давно применяют проверки на детекторе лжи. По американской статистике, в армии из 100 человек, отказавшихся пройти испытания на детекторе лжи, 99 связаны с криминалом, а один просто решил пошутить. Более того, если при поступлении на службу во время проверки на полиграфе кандидат пытается противодействовать получению объективных данных, его моментально выгоняют. Но в США используют полиграф не только при приёме на военную службу. Сотрудники спецслужб регулярно проходят это испытание. Некоторые «кроты» при этом проваливаются. Так погорел агент ЦРУ Гарольд Николсон. Он служил сначала в военной разведке, потом перешёл в ЦРУ. Был резидентом в Румынии. В начале 1990-х годов работал заместителем резидента в Малайзии. Здесь при попытке завербовать российского разведчика сам был им завербован. Раскрыл ряд агентов ЦРУ в РФ и передал много других сведений, заработав 300 тыс. долларов. Но при очередной проверке провалил тест на полиграфе и был арестован.
– Почему же полиграф не выявил синдром измены у полковника Потеева?– ехидно спросил обозреватель «АН».
– Потому что он ловко уворачивался от проверки на детекторе лжи, – ответил майор-полиграфолог. – Потеев даже отказывался от повышения в должности, чтобы не проходить обязательную спецпроверку. Во время плановой диспансеризации полиграф тогда был необязателен. Когда же замаячила угроза проверки, то предатель сбежал.
После бегства Потеева в США всем сотрудникам российских спецслужб и членам их семей, как военным, так и гражданским, запретили выезд за границу на отдых. Им также теперь не разрешается иметь личную недвижимость за рубежом. Теперь всех, а не только новичков грозят пропустить через детектор лжи.
Словарик «АН»
Синдром (греч. syndrome – «сочетание») – группа признаков (симптомов), которые в силу общего механизма возникновения объединяются друг с другом закономерным и регулярным образом, характеризуя определённое болезненное состояние организма.