Аргументы Недели → Шпионаж № 30(521) от 04.08.16

Допинговые скандалы

Какие органы виноваты в плохой моче российских спортсменов?

, 09:10 ,

Олимпийские игры и спецслужбы. Эту закрытую тему раньше нечасто затрагивали спортивные репортёры. Но перед Олимпиадой в Бразилии она вышла на первый план из-за допингового скандала.

О его виновниках обозреватель «АН» беседует с ветераном одной из российских спецслужб полковником в отставке Анатолием Петровичем НОВИКОВЫМ и его коллегами, молодым офицерами российского спецназа Виктором и Андреем.

Карикатурная ситуация

Как обычно, наша маленькая физкультурная компания встретилась после тренировки в витаминном баре фитнес-клуба. Мы с Анатолием Петровичем заказали себе цитрусовые миксы, а Виктор и Андрей протеиновые коктейли.

– Допингом балуетесь? – попытался подколоть молодых офицеров обозреватель «АН».

– Тут нет ничего запрещённого: ни стероидов, ни анаболиков, – стал всерьёз оправдываться Андрей.

Виктор с усмешкой сказал:

– Знаем, что допинг очень вреден для потенции мужчины. А мы эрекцию бережём смолоду.

Незатейливую шутку поддержал и полковник Новиков:

– Раньше говорили, если девушка спортсменка и чиста её моча – это личная заслуга Леонида Ильича! В советское время проблемы допинга, кажется, не существовало.

Авторитетное мнение

Почётный президент РФС Вячеслав Колосков, который недавно вошёл в независимую комиссию Олимпийского комитета России по антидопингу, вспоминает: «В советском спорте использовались восстановители, но это не были запрещённые препараты. Руководя футболом и хоккеем в 1980-е годы, я постоянно отчитывался на коллегии Госкомспорта СССР о фармакологическом обеспечении наших национальных команд, которое основывалось на использовании растительных препаратов. Помню, наши научные группы привозили разные средства с Алтая, Дальнего Востока, ездили в Китай, находя там разные продукты их нетрадиционной медицины вроде женьшеня. Целые институты и комплексные научные группы изучали их свойства и оценивали, насколько успешно их можно использовать для восстановления спортсменов, в том числе футболистов.

В определённый момент врачи наших сборных команд совместно с учёными пришли к выводу, что очень эффективна в восстановлении чёрная икра. Знаменитый врач футбольной и хоккейной сборных СССР Олег Белаковский целый доклад на этот счёт готовил для Спорткомитета СССР. В результате чёрная икра была у нас главным допингом в стране».

– Зато сейчас возникла карикатурная ситуация, и допингом могут объявить всё что угодно, – сказал Андрей. – История с мельдонием – яркий тому пример. А ведь это всего-навсего дешёвое лекарство для сердечников.

В доказательство своих слов он достал из портфеля свежую газету и зачитал мнение Юриса Бундукиса – председателя правления фармацевтического предприятия «Гриндекс». Он уверен, что мельдоний не следовало включать в допинговый список: милдронат не является препаратом, повышающим достижения спортсмена, не несёт реальную или потенциальную угрозу здоровью. Никоим образом терапевтическое применение мельдония не противоречит духу спорта и в особенности здоровью».

Обозреватель «АН» не согласился с этим мнением:

– Я читал в зарубежной прессе, что мельдоний – это секретная разработка КГБ. Его, мол, по заказу Лубянки специально сделал латышский учёный для советского спецназа, воюющего в Афганистане.

Мои собеседники дружно запротестовали.

– Я два года провёл «за речкой», воюя в Афгане, – заявил полковник Новиков. – Хорошо знаю ребят из теперь знаменитых спецгрупп «Зенит» и «Каскад», но никому из нас мельдоний не давали.

– Вы удивитесь, но в чеченские и другие опасные спецкомандировки мы закупаем нужные лекарства за свои деньги в обычной аптеке, – с горечью подтвердил слова старшего товарища Виктор.

– Неужели у спецслужб не хватает – средств на медикаменты? – не поверил журналист.

– Здесь тоже во многом карикатурная ситуация: в нашем госпитале, конечно, есть все нужные лекарства, а вот носимая с собой аптечка разнообразием не отличается. В основном бинты, обезболивающие препараты и таблетки для обеззараживания воды…

Невидимый «агент Блохин»

Обозреватель «АН» перед самым началом Олимпиады в Рио был настроен скептически и всё пытался найти виновных в допинговом скандале с российскими спортсменами.

– Я не верю ни западным обвинениям, ни нашим оправданиям, – откровенно сказал журналист своим собеседникам из спецслужб. – Но дыма без огня не бывает. В сочинской операции по подмене проб конкретно участвовали два человека: некий сотрудник ФСБ по фамилии Блохин и экс-директор Московской антидопинговой лаборатории Родченков. Значит, они главные виновники?

– Я бы не спешил с выводами, – остудил пыл обозревателя «АН» полковник Новиков. – «Агент Блохин», на мой взгляд, вымышленная перебежчиком Родченковым фигура. Миф о длинной руке КГБ-ФСБ нужен ему, чтобы набить себе цену на Западе.

– Кстати, допинговый скандал с российскими спортсменами начался с публикации в The New York Times первого интервью Родченкова, – сказал журналист. – Он в нём утверждал, что очень испугался после таинственной смерти двух его коллег – руководителей Российского антидопингового агентства Вячеслава Синёва и Никиты Камаева. Казалось бы, он прав. В короткое время из двадцати российских борцов с допингом внезапно ушли на тот свет два крепких пятидесятилетних мужчины. На Западе утверждают, что это ФСБ убирает свидетелей своих преступлений с допингом.

– Но 18 свидетелей остались ведь живы, – пожал плечами Анатолий Петрович. – К тому же смерти Синёва и Камаева были вызваны естественными причинами. Один страдал на протяжении нескольких лет от неизлечимой болезни, другой внезапно умер от сердечного приступа. Спецслужбы уже более полувека не занимаются «мокрыми» делами.

Обозреватель «АН» не желал проигрывать в этом споре и вытащил из спортивной сумки специально припасённый перевод печально знаменитого доклада Ричарда Макларена. В нём канадский юрист утверждал: «Российская антидопинговая лаборатория выработала уникальную методологию замены образцов допинговых тестов, что позволяло российским спортсменам, которые употребляли допинг, принимать участие в зимней Олимпиаде в Сочи. Министр спорта России непосредственно направлял и контролировал манипуляции с результатами допинговых анализов атлетов». В отчёте говорится о фальсификации 643 допинговых проб с 2012 по 2015 год.

А вот что утверждает комиссия во главе с Маклареном о роли в допинговом скандале российских спецслужб. Цитата из доклада:

«Вечером 12 декабря 2014 г. сотрудник ФСБ Блохин, контролировавший деятельность лаборатории, привёл других сотрудников ФСБ. Ни один работник лаборатории не видел присутствия ФСБ в лаборатории, однако на следующее утро пробки оставшихся пробирок с образцами были вскрыты, так что моча в них могла быть подменена».

В докладе Макларена говорится: «Благодаря усилиям ФСБ был разработан метод незаметного снятия крышек с пробирок, содержащих образцы мочи российских спортсменов, использовавших допинг, который применялся во время Олимпиады в Сочи».

Однако вскоре на тех же страницах доклада утверждается:

«Точный метод, который использовали сотрудники ФСБ для открытия бутылочек с пробами во время Олимпийских игр в Сочи, неизвестен».

– Что это за доказательства? – возмутился Виктор. – «Не видели, неизвестен…» Сотрудником ФСБ Родченкову мог преставиться для пущей важности любой проходимец. Документы же он у некоего Блохина, конечно, не проверял…

Олимпийский прокол спецорганов

– За глаза Григория Родченкова не зря называли «сумасшедшим профессором», – снова вступил в разговор Андрей. – Вот только самые короткие вехи его биографии.

Этот 57-летний уроженец Москвы считался хорошим специалистом в своей области. Выпускник МГУ, кандидат химических наук, он начал работу в Московском антидопинговом центре ещё в 1985 году. Затем работал в Канаде, в российских нефтехимических компаниях, а в 2005 году возглавил ФГУП «Антидопинговый центр».

Владимир Иванов, давно знающий Родченкова, дал ему такую характеристику: «Григорий Михайлович – очень необычный человек. Он напоминает героя комикса о супермене – гениального, но сумасшедшего профессора, который хочет захватить мир. Вечно взъерошенные волосы. Безграничная энергия. Грандиозные и невероятные планы в голове. О его склонностях к фантастическим идеям знали многие. И относились к этому снисходительно: «Это же Гриша…»

«Сумасшедший профессор» не раз вступал в конфликт с российским законом. В 2013 г. в Москве была признана виновной и осуждена по ст. 234 ч. 3 УК РФ «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» заслуженный мастер спорта Марина Родченкова. Суд первой инстанции приговорил её к полутора годам лишения свободы,но после кассационной жалобы срок заменили условным наказанием. Как гласят материалы уголовного дела, Марина Родченкова приобрела анаболические стероиды, активно используемые в профессиональном спорте: тестостерон-пропинат (общим весом 15 г), оксандролон (32,4 г) и метандиенон (10 г), которые, как пояснила сама Родченкова, она намеревалась в дальнейшем сбыть.

Марина – родная сестра Григория Родченкова, который также проходил по этому делу. Следствие подозревало, что первоисточником запрещённых препаратов был именно он. Оказавшись под угрозой судебного преследования, Григорий Родченков стал вести себя неадекватно и несколько раз помещался в стационар «для производства судебно-психиатрической экспертизы». Позже в суд представили ходатайство, что у Родченкова имеется шизотипическое расстройство личности.

В итоге с Родченкова сняли все обвинения. Но самое удивительное, что человек с «шизотипическим расстройством личности» и сестрой, осуждённой за незаконный оборот сильнодействующих веществ, остался во главе единственной в России аккредитованной WADA антидопинговой лаборатории. Более того, в этом качестве он работал на Олимпиаде-2014 и даже получил за эту работу орден Дружбы.

– Вот это самый главный прокол наших спецслужб, – сокрушённо сказал полковник Новиков. – Проморгали психа-предателя. Поэтому в плохой моче российских спортсменов виноваты и органы. Причём не только внутренние.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram