Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 15(407) от 24.04.2014

Государственный посол

, 16:41 , Обозреватель отдела Экономика

Антимонопольная служба разобралась, почём пуд соли. В марте 2014 г. ведомство оштрафовало пять компаний-поставщиков. Как установил суд, они полюбовно поделили отечественный рынок соли объёмом 5 млн. т в год (стоимостью более 20 млрд. рублей). Тут госнадзор сработал как надо. Но соль, хоть и самая незаменимая, но точно – не самая прибыльная специя. Кто и сколько зарабатывает на них в России?

Прокурорский рудник

Соль – субстанция политическая. Стоит вспомнить знаменитые соляные бунты, сотрясавшие Русь XVII века. Тогда соль подорожала впятеро, народ ринулся громить бояр, царь испугался, пошёл на уступки. На сей раз скачок цен вышел серьёзнее. Летом 2009 г. на волне необоснованных слухов о грядущем дефиците в зависимости от региона цены на соль взлетели в 7–10 раз.

ФАС насторожилась, для начала сопоставила цены. Оказалось, если в России средняя цена соли – 25 руб. за килограмм (в крупнейших городах – 30–50 руб.), на Украине, в пересчёте на нашу валюту, – 12 руб., в Казахстане – семь. После этого вплотную взялись за звенья товарной цепочки. Благо поставщиков соли немного: пятёрка крупнейших российских производителей заполняет 65% отечественного рынка. Остальное отсыпают в основном из Донецкой области Украины. Там в городе Соледар расположено крупнейшее производство поваренной соли в Восточной Европе. Ещё немного добавляет Белоруссия. В общей сложности две соседние страны отгружают в РФ по 1,5 млн. т соли в год.

Вроде немного, но тут не всё просто. «В европейской части России, от Калининграда до Урала, более половины пищевой соли поставляется с Украины», – рассказывает директор соляной компании «Спектр» Юрий Смирнов. Тем временем в принятой правительством в 2010 г. доктрине продовольственной безопасности отечественной соли предписано занять к 2020 г. не менее 80% рынка. Столько же, сколько мясу.

Сделать это реально, лишь бы не раскормить монополистов. Скажем, на всю Сибирь и Дальний Восток производитель каменной соли – всего один. Это Тыретский рудник в Иркутской области мощностью 350 тыс. т в год. Он четвёртый по величине в России после астраханской «Бассоли» (мощность – 1,36 млн. т в год), уральского «Сильвинита» (745 тыс. т.) и оренбургской «Илецксоли» (376 тыс. тонн).

Что характерно, до конца 2010 г. Тыретский рудник, с учётом значения, оставался в руках государства. Затем предприятие скоропостижно включили в план приватизации и продали с молотка за 660 млн. руб. загадочному ООО «Солидарность». Торги прошли в лучших чиновничьих традициях: заявки подали девять компаний, но к аукциону допустили только две. Крупнейший в России производитель соли – компания «Руссоль», которую не допустили до аукциона, до сей день оспаривает в судах его итоги, дошла до Высшего арбитража. Эксперты уверены: дело безнадёжное.

Кардамонный бунт

Таков расклад на российской соляной поляне. Похоже, доходы поделены давно и прочно. По сути, население обложили новым соляным налогом – только на сей раз не в пользу государства.

Схожая ситуация с остальными приправами. С начала 2000‑х гг. население в буквальном смысле вошло во вкус, захотелось разнообразить привычные блюда. Куда тут без специй? Спрос на них растёт бурно: что ни год, продажи увеличиваются на 10–15%. В результате в 2013 г. в РФ разошлось около
100 тыс. т разнообразных специй и пряностей.

Ароматное дело доросло до внушительных масштабов: продажи перевалили далеко за 30 млрд. рублей. Для продовольственного рынка цифра крайне привлекательная. Например, на кофе и чай в РФ тратят меньше. В прошлом году их импортировали соответственно на 16 и 20 млрд. рублей. Что продаётся лучше всего? «Наш рынок специй не похож на мировой. По международной классификации насчитывается 160 видов специй. Из них в России половина вообще не представлена. Самые продаваемые в мире – перец чили, кардамон, куркума и кориандр. У нас самыми востребованными приправами остаются чёрный перец да лавровый лист», – говорит директор пищевой компании А. Захаров.

Пока российский покупатель к специям непривередлив, разбирается в них плохо. Поставщики пользуются этим вовсю. Приправы – вроде щепотка, но только очень прибыльная. Наценки достигают колоссальных размеров. Взять, к примеру, самую востребованную в РФ специю – чёрный перец. Вроде 30 руб. за пакетик – недорого? Но в нём всего 20 г, что в пересчёте даёт стоимость 1,5 тыс. руб. за килограмм. Это невероятно дорого. Мировые цены на чёрный перец стартуют от 5 долл. (180 руб.) за 1 кг вьетнамского или индонезийского товара и доходят максимум до 10 долл. (360 руб.) – за килограмм самого качественного индийского перца.

Вырисовывается нескромная перечная накрутка: более 500%. Как выяснили «АН», для российского рынка специй это ещё ничего. Скажем, кориандр в расфасованном виде приносит дикие десять тысяч процентов прибыли. Считайте сами: при оптовой цене чуть более 1 долл. за килограмм, в РФ 30 г кориандра продают по 100 рублей. На другой популярной в мире специи, куркуме, накручивают 800%.Тмин по пути к российским прилавкам добавляет 650% к оптовой стоимости.

С корицей тоже несладко. Её нормальная стоимость – 11 долл. (400 руб.) за килограмм. В РФ товар идёт по 30 руб. за 15-граммовый пакетик. Элитные сорта приправы-гвоздики родом из Сингапура и Занзибара на сырьевых биржах продают по 12–17 долл. (менее 700 руб.). У нас гвоздика далеко не занзибарского качества, но стоит до 3 тыс. рублей.

Можно не продолжать. Что характерно: ценовых расследований на рынке специй государство не проводило. Оно его вообще не замечает. Оно и ясно: трудно представить перечные, тем более гвоздичные, ванильные или кардамонные бунты. Что с того: за последние два года приправы подорожали на 30%? Всегда можно объяснить это вымышленным ростом мировых цен, придуманными неурожаями и т.д. К тому же большинство специй население покупает не напрямую.

Как объясняют эксперты, главный клиент на этом рынке – поставщики готовых продуктов. В первую очередь мясная промышленность. Она поглощает не менее трети товара. Ещё бы: скажем, в российской колбасе, которой выпускают более 2,3 млн. т в год, специй традиционно во много раз больше, чем в европейской. При таком раскладе сложно рассчитывать, что государство всерьёз заинтересуется рынком приправ. До него банально не доходят руки.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram