Аргументы Недели → Экономика № 14(406) от 17.04.2014

Деньги россиян «утекают» вместе с нефтью

, 17:41

После того как президентом страны был взят курс на деофшоризацию российской экономики, аналитики и журналисты принялись подсчитывать те суммы, которые продолжают выводиться из страны посредством серых офшорных схем. Издание «Московский монитор» провело собственное расследование, касающееся использования анонимных трейдеров в международной торговле углеводородами.

Офшорные миллиарды

Многие из экспертов отмечают, что озвученная Путиным сумма в более чем 160 млрд. долларов (это деньги, включающие операции российского экспорта и российских зарубежных инвестиций, проводившиеся в 2013 году через офшорные компании) в реальности может быть даже более 200 миллиардов. Учитывая не обнадёживающие прогнозы по оттоку капитала из России в 2014 году, в ближайшее время суммы, оседающие в офшорных гаванях, могут вырасти в разы.

Ещё в 2011 году президент остро поднял тему участия госкомпаний в серых офшорных схемах. Именно тогда, после заявления Путина о том, что чиновники «совсем оборзели», и произошёл ряд громких отставок. Казалось, что скоро страну накроет волна новых коррупционных разоблачений и с участием госслужащих в офшорных схемах будет покончено раз и навсегда. Однако этого так и не произошло. Как выясняется из журналистских расследований, сделки с офшорными операциями продолжают доминировать в системе российского экспорта.

Всплывшие недавно на поверхность факты и вовсе демонстрируют, что к организации оттока денег из страны через офшоры могут быть причастны чиновники Министерства энергетики, обслуживающие интересы отдельных игроков нефтяного рынка.

Схема участия офшорных посредников хорошо известна и давно используется на практике. Использование офшорных трейдеров при экспорте нефти позволяет российским компаниям сводить к минимуму налоговые издержки, а основную часть дохода перенаправлять в офшор. В зависимости от места регистрации к офшорам предъявляются минимальные требования к отчётности и администрированию, что позволяет организовывать сложные схемы с несколькими звеньями, делая невозможным установление конечного бенефициара.

Инкогнито из Гонконга

История нефтетрейдера Concept Oil Services может быть весьма наглядным примером функционирования коррупционных схем с участием офшоров в нефтетрейдинге. Эта зарегистрированная в Гонконге компания стала известна на российском рынке в 2011 году, когда начала скупать нефть татарстанских нефтяных компаний в порту Козьмино для поставки в Германию. Тогда Concept Oil перепродавала татарскую нефть нефтетрейдеру Sunimex.

Спустя два года Concept Oil вновь появляется в сводках экономических новостей и на этот раз в контексте заключения очень крупного контракта с ОАО «АНК «Башнефть». Системы официального раскрытия информации «Башнефти» сообщают, что нефтяная компания в июне 2013 года заключила договор поставки сырой нефти на экспорт с трейдером Concept Oil на сумму более 2,357 млрд. долларов. Контракт заключён на срок до 31 января 2015 года с возможностью пролонгации ещё на один год. Позже появилась информация о том, что общая сумма контрактов «Башнефти» на продажу нефти летом 2013 года составила порядка 11,1 млрд. долларов. Таким образом, доля гонконгского офшора в этих контрактах составила 21,24%.

В серии статей в российских СМИ, посвящённых аффилированности чиновников-энергетиков, приводилась версия о том, что своим успехом Concept Oil обязан наличию политического ресурса в лице семьи Столяровых. Михаил Столяров на сегодняшний день является советником министра энергетики Александра Новака и может иметь доступ к формированию графиков прокачки нефти по магистральным трубопроводам через главу департамента переработки нефти и газа Михаила Грязнова. О близких отношениях Столярова с Concept Oil косвенно свидетельствует и тот факт, что его супруга Оксана Столярова, согласно данным Пенсионного фонда, получает доход в московском представительстве гонконгского офшора.

Феноменальный трейдер из ниоткуда

Ещё более ярким примером успешного офшорного трейдера может послужить в одночасье возникшая непонятно откуда кипрская компания Flontrano Trading Limited, которая четыре года назад громко заявила о себе в качестве закупщика российской сырой нефти, но уже через три года после эффектного старта так же необъяснимо сдувшаяся. Объёмы закупок в 2013 году рухнули на порядок – если в начале прошлого года она переваливала 150 тыс. тонн в месяц, то в его конце – лишь 6 тыс. тонн, добытых малыми компаниями Kolvaneft и Neftus.

Такая ситуация не могла остаться без внимания специализированных изданий, объяснявших стремительное падение экспортёра тем, что компании «Зарубежнефть» и Total отказались продавать Flontrano нефть с северного участка Тимано-Печоры (Харьягинский проект) с ежемесячным объёмом производства порядка 130 тыс. тонн. Новым подрядчиком для «Зарубежнефти» и Total стала Glencore, известная среди участников рынка тем, что именно с ней сам Игорь Сечин стремится конструктивно сотрудничать. Однако тогда не получил должного внимания ряд обстоятельств, определивших судьбу Flontrano, которые сегодня вызывают интерес в свете обострения отношений «Роснефти» и «Транснефти» по поводу вариантов поставки нефти в Китай и тарифов на прокачку.

Flontrano была учреждена при помощи бывшего главы ЦДУ ТЭК Николая Буханцова и имела тесные деловые связи с Glencore, при этом оставаясь независимой от международного трейдера. Как отмечают издания, Flontrano имела серьёзную поддержку со стороны некоторых менеджеров «Транснефти», которые уже покинули транспортную монополию, что явилось важной, но не критичной составляющей наблюдаемого сейчас ослабления влияния Flontrano на рынке. Ведь основу сверхбыстрого успеха на российском рынке зарегистрированного в кипрском офшоре нефтетрейдера очевидно составлял административный ресурс.

Сплошные совпадения

Случайно или нет, но кипрская компания стала заметна на рынке именно тогда, когда из ЦДУ ТЭК переходит в Минэнерго на должность заместителя директора департамента по переработке нефти и газа Михаил Грязнов (теперь он глава указанного департамента), а советник министра энергетики Михаил Столяров нанимается Flontrano для консультирования по вопросам коммерческой деятельности. Тогда же на отечественном нефтетрейдерском рынке появились слухи, что отдельные чиновники именем Минэнерго «побуждают» малые нефтяные компании реализовывать имеющиеся у них ресурсы нефти через недавно появившихся продавцов. С этого момента с Flontrano в течение одного года случились три редких для подобных компаний события.

Во-первых, летом 2011 года нефтетрейдер впервые привлекает внимание в связи со своей торговой активностью в порту Приморска (Балтийское море), когда Flontrano удалось привлечь нефть малых производителей, не входящих в структуры вертикально интегрированных нефтяных гигантов. При этом крупнейшие трейдеры Gunvor и Vitol были вынуждены закупать нефть у «Роснефти» для заполнения собственных танкеров, так как именно объёмов, перехваченных Flontrano малых компаний, им для этого и не хватило. Таким образом, фактически никому не известная на рынке компания смогла «перейти дорогу» двум международным лидерам отрасли. Этот случай уникален тем, что действия новичка, отбившего несколько контрактов у Gunvor Геннадия Тимченко, пользуясь мощностями «Транснефти» Николая Токарева, имеющего конструктивные деловые отношения с Тимченко, – не соответствуют логике нефтетрейдерского рынка России.

Во-вторых, сразу после летнего успеха в компании Flontrano произошло очень странное изменение долей собственников – двух британо-виргинских компаний SMV International Limited и Utanil Services LTD – в следующих соотношениях: 18.11.2010 – 50:50, 30.09.2011 – 10:90, 06.07.2012 – 50:50 соответственно. Такая практика носит достаточно редкий характер, а то, что изменения произошли в сентябре, означает с учётом простоты регистрации изменений в кипрской юрисдикции, что перемены стали следствием договорённостей, достигнутых в сентябре того же года. Обратное движение было проведено в июле следующего года. В связи с этим смена долей с высокой вероятностью могла быть вызвана договорённостями владельцев о перераспределении дивидендов за 2011 год (как правило, рассчитываются и начисляются в июне следующего года).

В-третьих, в декабре 2012 года случился вброс инсайдерской информации, проливающий свет на причины успеха свежеиспечённого нефтетрейдера. После того как стало известно, что Flontrano составит конкуренцию трейдеру «Союз Петролеум» в борьбе за контракт на поставку 96 тыс. баррелей в сутки польской PKN Orlen по нефтепроводу «Дружба», в польской прессе вышла серия резких публикаций. В них ситуация описывалась таким образом, что отдельные «русские взяточники» вынуждают PKN Orlen работать с посредниками – Flontrano Trading Limited и Concept Oil Services.

На этом фоне тот факт, что советник министра энергетики Михаил Столяров получал доходы в компании Flontrano, а его жена – в Concept Oil, снова обращает внимание на то, что после отмены постановлением правительства в 2011 году практики переуступок экспортных контрактов не столько исчез нелегальный рынок сделок по покупке мест в графике экспорта, сколько произошло окончательное перемещение «серых схем» и злоупотреблений при составлении экспортных графиков за двери чиновничьих кабинетов.

Последним совпадением стало то, что беспрецедентные успехи Flontrano в торговле российской нефтью прервались именно в тот момент, как только Столяров перешёл на новую работу – в компанию Gunvor, где ему предложили компенсацию в три раза больше того, что выплачивало представительство кипрской структуры.

Насколько известно, теперь у одного из самых крупных нефтетрейдеров больше нет проблем с привлечением нефти российских независимых нефтяных компаний, подобных тем, с которыми гиганту пришлось столкнуться два-три года назад в период активной деятельности Flontrano.

«Деофшоризация», где же ты?

Удивительно, но правоохранительные органы по-прежнему закрывают глаза на проблему аффилированности федеральных госслужащих с коммерческими структурами и офшорными компаниями. Видимо, логика российских органов очень проста: пока президент не устроит очередной «разнос», пусть всё идёт своим чередом.

Пока же политика деофшоризации российской экономики ограничивается дискуссиями о том, какую модель удержания денег в стране выбрать. Эксперты не раз отмечали, что полный запрет на заключение сделок с офшорными посредниками будет слишком радикальной мерой, чреватой негативными последствиями для экономики: компании попросту «побегут» из России туда, где государство будет проявлять меньший интерес к их внутренней структуре и коммерческой деятельности.

Однако, быть может, стоить зайти с «другого входа» и предпринять серьёзные антикоррупционные меры, направленные на борьбу с аффилированностью чиновников и в конце концов навести порядок хотя бы в одной очень важной отрасли – российской энергетике. Иначе деньги россиян так и будут потоком уходить из страны вместе с нефтью.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram