В конце 2012 г. президент В. Путин сделал критически важное для крестьян заявление. «В ближайшие 4–5 лет мы должны полностью обеспечить независимость по всем основным видам продовольствия. Затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания», – сказал он, как отрезал, в ежегодном Послании Федеральному Собранию.
Депутаты покорно кивали, не задумываясь о сути. Хотя слова сенсационные. Выходит, в ближайшие несколько лет в РФ резко подтянется не только производство зерна, птицы или молока, с которыми давно всё в порядке. Судя по заявлению первого лица, грядёт также прорыв на мясном фронте. Задача, прямо скажем, не из простых.
Своя свинья
Судя по официальной статистике, по части собственных продуктов питания в РФ всё не просто хорошо. Год от года дела идут лучше и лучше. Достаточно взглянуть на утверждённый правительством план продовольственной безопасности. Из него следует: уже сейчас самообеспечение по зерну – более 95%, по маслу и рыбе – 80%, по молоку – 80%. Через несколько лет цифры должны подтянуться до уровня 85–95%. И это реально.
Например, собственного зерна, масла и картофеля последние несколько лет России хватает с избытком. Молока в прошлом году в РФ надоили 32 млн. т в год при общей потребности 40 млн. тонн. По яйцам – просто завал. Их в 2012 г. выпустили 42 млрд. штук. Очевидно, с Госпланом легко справятся и свино-, и птицеводы. Скорее всего, даже изрядно перевыполнят. Куриная отрасль в последние годы очень разогналась. С 2009 г. с нуля построены 400 гигантских куриных хозяйств, включая несколько крупнейших комплексов в Европе.
В результате уже в 2012 г. наша страна окончательно поставила крест на теме импортных окорочков и даже сама продала за рубеж 50 тыс. т курятины. Товар отгружали в Китай и Африку, но основным покупателем стал Казахстан. По прогнозам, через пять – семь лет производство птицы в РФ увеличится с нынешних 3,6 до 5,5–6 млн. т в год. Это порядком превзойдёт внутренний спрос, поэтому за рубеж отправится не менее 1,5 млн. т российского мяса птицы. Таких объёмов достаточно, чтобы накормить несколько не самых маленьких стран.
Со свининой вроде бы тоже неплохо. Внутреннее производство растёт в среднем на 100 тыс. т каждые 12 месяцев. Цены на это мясо в РФ многие годы держались на уровне на 30–40% выше мировых. Крупный бизнес быстро сообразил, где прибыль, и ринулся разрабатывать золотую жилу. С 2005 г. отрасль получила инвестиций на 250 млрд. рублей! Рост шёл, как лавина, в 2012 г. выпуск свинины достиг 3,3 млн. тонн. При потребности 4,5 миллиона. Причём в отдельных регионах наблюдалось свиное чудо. Особый прорыв: 70%-ный рост производства в Ямало-Ненецком АО. В Центральном округе в прошлом году выпуск поднялся на 20%, в Курской области – на 50%, в Ульяновской и Белгородской – на 30%. Разведением хрюшек увлеклись даже на Сахалине, за год совершив скачок с нуля до двух тысяч тонн.
Правда, пока задачи на этом направлении – куда скромнее, чем по курятине. Первым делом свиноводам нужно подтянуть качество и окончательно вытеснить импорт. Тут потребуется серьёзная работа над поголовьем. По международным стандартам наш продукт в среднем – всё ещё слишком жирный. Поэтому в магазинах часто лежит размороженный импорт, тогда как отечественный товар в основном идёт на переработку. То есть в колбасу, о которой отдельный разговор.
Кормовые нитраты
По данным Росстата, выпуск разнообразных колбас в 2012 г. достиг 2,5 млн. тонн. Значит, в виде колбас населению сбывается огромная доля выпускающегося в России мяса. Приблизительно четверть, и, понятно, – не лучшая часть. «Колбасные комбинаты – основные потребители жирного мяса. Большинство колбас содержат более 30% жира, в сырокопчёных доходит до 50%. Именно благодаря мясопереработчикам потребляется не только весь производимый внутри РФ животный жир, но поддерживаются немалые объёмы импорта», – рассказывают отраслевые эксперты.
Вообще по стандарту, в высокосортной колбасе не должно быть более 25% жира. Естественно, никакого крахмала и сои. На деле, как показывают многочисленные экспертизы, широко используются не только соя, но и нитраты. Их кладут в колбасу в качестве консерванта, доля нитратов достигает 7 г на 100 кг фарша.
Особая тема – состав колбасного мяса. Использовать говядину – слишком дорого. Поэтому в фарш идёт низкосортная свинина, нередко перемешанная с самыми экзотическими видами мяса. Кроме скандально известной конины в ход пускают мясо кенгуру и буйволятину. Исторический факт: в 2009 г. Австралия назвала РФ крупнейшим потребителем кенгурятины, закупающим треть австралийского экспорта этого продукта. Заодно был отмечен резкий рост поставок в РФ мяса крокодилов и змей. После чего разгорелся скандал, Россельхознадзор объявил о запрете на импорт мяса кенгуру. Правда, недавно барьеры сняли. В марте 2013 г. Австралия без лишнего шума отправила в РФ очередную партию кенгуриного мяса.
Похожая история приключилась с индийской буйволятиной. В Индии из-за религиозных запретов это мясо не едят. Зато его десятками тысяч тонн сплавляют в РФ. Скандал случился, когда в порту Новороссийска накрыли партию в 110 т мяса. По документам оно проходило как говядина. На деле оказалось печенью и языками индийских буйволов, причём зараженных. Особую пикантность ситуации придавало такое обстоятельство. Поставки любого мяса из Индии в РФ настрого запрещены по причине неблагоприятной эпидемиологической ситуации в этой стране. В общем неспроста народ всё с большими подозрениями принюхивается к колбасам. Обычно, чем симпатичнее – толще и розовее – выглядят батоны на прилавках, тем хуже с качеством.
Мясо будущего
Наконец, главный вопрос. Каким образом правительство собирается развивать производство говядины? В планах задекларировано – обеспечить 85% собственного производства.На деле на этом фронте пока без перемен. В прошлом году РФ импортировала более 750 тыс. т говядины, тогда как внутренний выпуск сокращается который год подряд. В 2012 г. российское стадо бурёнок опять сжалось. Теперь – до 8,9 млн. голов, это на 1% меньше, чем годом ранее.
С коровами – давняя проблема. В 1990 г. в РСФСР насчитывалось 57 млн. голов – по этому показателю мы были на 5-м месте в мире. Но затем сельское хозяйство пустили под откос. Чтобы прокормиться, крестьяне резали по 3–5 млн. коров в год. Даже когда наступили сытые двухтысячные, поголовье продолжало снижаться.
Результат: в современной России бурёнок в 10 раз меньше, чем в Индии и Китае. Мало того, оно на 1 млн. голов меньше, чем было в СССР в 1922 г. – после революции, Гражданской войны и большевистских продразвёрсток. Поэтому некоторые специалисты даже утверждают, что за последние 20 лет Россия окончательно потеряла мясное скотоводство. «Коров мясных пород и в СССР было немного, а сейчас они занимают в поголовье меньше 5%», – говорит директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
В итоге в магазинах трудно найти качественное мясо: в основном на него забивают старых коров молочных пород. Почему так не повезло крупному рогатому скоту? Главная причина – агрохолдинги, которые и обеспечивают рост производства свинины и птицы, почти не интересуются разведением коров на мясо.Им это невыгодно: курицу выращивают два месяца, а корову – два года. Кроме того, коровы стоят дорого. Породистая тёлка обходится в 70–100 тыс. рублей. За всю жизнь она рожает только 3–4 телят. Из-за этого фермы по разведению крупного рогатого скота окупаются по 10–14 лет.
К счастью, эксперты настроены позитивно. По общему мнению, у России хорошие перспективы по части мясного животноводства. Но надо иметь терпение, отказываться от этого направления ни в коем случае нельзя. К 2015 г. Россия опять столкнётся с дефицитом говядины на мировом рынке, как это было в 2011 году. Тогда говядина выросла в цене на 30–50%. Поэтому через несколько лет этот бизнес обязательно станет рентабельным.