Может ли надводное судно, а не подводная лодка дойти до Северного полюса? Конечно, только нужен не простой, а атомный ледокол. Это потрясающая техника! В сутки судно расходует всего 45 граммов ядерного горючего, столько поместится в водочной стопке. Поэтому запас хода от одной загрузки реакторов почти не ограничен, можно десятки раз обогнуть земной шар. Мощность – запредельная, турбины вращают винт весом более 50 тонн. Электрогенераторы, установленные даже на самом слабом российском атомоходе, могут обеспечить энергией полумиллионный город.
Путь на полюс
Вот почему машина без труда достигает полюса. Никакой другой корабль на это не способен, потому что требуются огромные масса и мощь, чтобы взламывать льды толщиной до 2,5 метра. Первым с этой сложнейшей по тем временам задачей справился советский атомоход «Арктика». Навигационная аппаратура в те времена была подслеповата, маршрут прокладывали почти на ощупь. Вдобавок по ходу исторического маршрута судно наткнулось на поле тяжёлого пакового льда, ледокол дважды заклинивало. И всё же 22 августа 1977 г. «Арктика» коснулась точки полюса.
По возвращении в Мурманск экипаж осыпали медалями, сам корабль в благодарность наградили орденом Октябрьской революции. Правда, об этом моменте славы не вспомнили годы спустя, когда в 2011 г. «Арктику» списали в утиль. Полярное общество собирало подписи, чтобы остановить разбор корпуса и превратить корабль-легенду в музей.
Только безрезультатно. Чиновникам нет дела до исторического наследия. Хорошо ещё «Ленина» не распилили! Всё же хватило совести после списания оставить первому в мире атомоходу статус исторического наследия. Тем не менее сейчас власть предержащим явно интереснее коммерческий аспект. Готовы на всё, лишь бы выжать деньги из старых советских атомных проектов. В частности, охотно поддерживают аттракционы для богатых туристов. Крупнейший в мире ядерный ледокол «50 лет Победы» превратили в плавучий отель. Судно время от времени сдают в аренду британской компании «Кварк Экспедишнс», которая четыре раза в год устраивает туры к Северному полюсу через Карское море и море Лаптевых.
Сегодня, когда маршруты отлично отработаны, – технически это элементарно. Хотя резонанс после первого туррейса на полюс был огромный. Почти как после полёта первого космического туриста. Круиз длится три недели, цены, конечно, кусаются неимоверно. От 800 тыс. руб. за место в обычной каюте до миллиона с лишним за ледокольный номер люкс. При этом места не только не пустуют, на них записываются в очередь. Слишком многим хочется пройти ледовый путь легендарной первой экспедиции.
По-человечески – понятно. «Атомный ледокольный флот – уникальное явление в истории цивилизации. Ледоколы – вершина атомного машиностроения», – говорит академик РАН Фёдор Митенков. Казалось бы, атомоходы, даже отслужившие срок, стоит беречь. Тем более действующих осталось всего ничего. В мире построено лишь 13 гражданских судов с ядерной силовой установкой. Из них 10 ледоколов, и все они у России. Потому что ни одна другая страна не строит суда такого уровня.
Бесхозные атомоходы
Что касается немногочисленных ядерных конкурентов – это не ледоколы, а корабли, построенные для работы в тёплых морях. Одно грузо-пассажирское судно, «ЭнЭс Саванна», построено в США. Его спроектировали по большей части ради великодержавных понтов – в ответ на запуск в 1957 г. советского атомохода «Ленин». Реактор «Саванны» получился относительно слабый, всего 74 мегаватта. У «Ленина», выпущенного пятью годами ранее, первоначально стояло три реактора, каждый на 90 мегаватт тепловой мощности (затем заменили на два по 170 мегаватт). Североамериканское судно списали ещё в 1981 году. При этом отремонтировали так, что корабль выглядит как новый. Его поставили на вечный прикол в музей.
Незавидная судьба постигла единственный японский атомный сухогруз – «Митсу». Построенный как торговый корабль, он ни разу не возил коммерческих грузов. Судно спустили на воду в августе 1974 г., спустя месяц на борту произошла утечка радиации. Проект доводили до ума вплоть до 1991 года! Японцы так и не справились, в итоге списали посудину и свернули разработки. Не менее печален путь западногерманского атомного контейнеровоза – «Отто Хан» (спущен на воду в 1968 году). Эксплуатацию ядерной силовой установки мощностью 38 мегаватт после четырёх лет работы признали нерентабельной. Реактор демонтировали, корпус корабля ржавел 8 лет, затем, в 1982 г., судно переоборудовали на дизельные двигатели, переименовали в «Трофей» и превратили в рядовой коммерческий грузовик!
Та же участь едва не постигла весь отечественный атомный ледовый флот. Полтора десятилетия государству до него не было дела. Как установила проведённая в 2005 г. проверка Счётной палаты, корабли балансовой стоимостью 9,3 млрд. руб. передали Мурманскому пароходству по договору доверительного управления. Оно сдавало атомные ледоколы в аренду, при этом «забывало» перечислить доходы в госказну.
Государство опомнилось и вернуло суда в собственность Росатома только в 2008 году. Понятно, при таком раскладе десятилетиями ни у кого не доходили руки не только до заказа новых судов, но даже до серьёзного ремонта. После распада СССР до 2006 г. на российских верфях не построили вообще ни одного ледокола, не говоря об атомных. Работы над последним советским арктическим ядерным проектом – судном «Урал» – началось на Балтийском заводе в 1989 году.
В нём всё было самое-самое. Самая большая в мире длина (159,6 м), увеличенная проходимость льда – 2,8 мпротив прежнего рекорда в 2,5 м ледового покрова. 14 лет передовое судно ржавело на стапелях, но так и осталось лучшим в мире. Только в 2003 г. государство нашло деньги на достройку, атомоход переименовали в «50 лет Победы», на воду спустили в 2007 году.
Пока суд да дело, в Арктике работал постепенно стареющий советский атомный флот. Повезло, что суда на тот момент были почти новые! Например, атомный ледокол «Россия» до сих пор на плаву с 1985 г., «Советский Союз» – с 1990-го. Правда, в 1993 г. пришлось законсервировать атомоход «Сибирь» выпуска 1977 года. Корпус и ядерная установка были в порядке и могли прослужить ещё долго. Но начались поломки парогенераторов, денег на замену не нашлось. Также в августе 2007 г. временно вывели из эксплуатации лихтеровоз «Севморпуть». Но тут дело не в неисправностях. Корабль – постройки 1988 года. Просто атомфлот в интересах «Газпрома» решил переоборудовать его в буровое судно.
Вообще как техника атомные ледоколы оказались очень надёжными. Например, атомоход «Арктика» поставил рекорд – ровно год проработал в морях Северного Ледовитого океана. Без единого захода в порт! Не везло только «Ямалу» (заложен на Балтийском заводе в 1986 г. под именем «Октябрьская революция»). В 2006 г. на судне начался пожар, погиб человек, в 2007‑м туристка из Швейцарии упала за борт и разбилась об лёд, в 2009 г. «Ямал» столкнулся с танкером. Но – уцелел, до сих пор на плаву.
Новый проект
Проблема в том, что советский атомный флот, как ни крути, стареет. Подходит время списывать ледоколы проекта 1052 «Арктика». Через семь-восемь лет в строю останется только «50 лет Победы», его ресурса хватит до 2027 года. «Арктика» уйдёт на покой в 2019-м, «Ямал» и «Россия» – в 2020 году. Что взамен?
На подходе – атомные ледоколы нового поколения! Пока они известны под именем «Проект ЛК-60Я».По замыслу разработчика – питерского ЦКБ «Айсберг» – у новых атомоходов вырастет проходимость льда (3 мпротив 2,5 м у предыдущего поколения), увеличится срок службы (до 40 лет). Но главное: это будут корабли уникального – двухосадочного типа.
Суть в следующем: большинство нынешних атомных ледоколов предназначены для работы во льдах открытого моря. Могут пробиться до полюса или проложить путь каравану обычных судов. Но – не способны зайти в глубь материка, минуя устья рек. Потому что благодаря особой конструкции и огромной массе корпуса у них слишком низкая осадка – могут зацепить речное дно. Второй тип ледоколов (суда «Таймыр» и «Вайгач») – предназначен для речных работ. Это – их удел, в море плотные льды они не пробьют. Новый проект получит переменную осадку! Благодаря этому сможет работать как на трассах Северного морского пути, так и в устьевых районах.
Второй момент – как оказалось, энергетическую установку не обязательно делать слишком мощной. На эту идею инженеров натолкнул инцидент с атомоходом «Сибирь». Однажды судно натолкнулось на громадную льдину, частично выползло на неё и накренилось на 20 градусов. Изучив подробности происшествия, специалисты пришли к выводу: нужно менять форму корпуса ледокола. Когда разработали оптимальный вариант, расчёты показали революционный прирост эффективности. Только за счёт изменения обводов удалось повысить ледопроходимость в 1,5 раза! Иными словами, если бы корпус остался прежним, чтобы получить тот же эффект, мощность реактора пришлось бы нарастить на 50%.
Так что новый ледокол обещает грандиозный прорыв. Когда построят первое судно и сколько их будет? В июне 2012 г. объявили о госзаказе на строительство трёх таких кораблей. Головное судно обойдётся в 32 млрд. руб., в общей сложности выделено 90 миллиардов. Выпускать новый тип атомных ледоколов будет Балтийский завод, срок спуска судов со стапелей – до 2020 года.