Аргументы Недели → Экономика № 35(276) от 08.09.2011

Сколько стоит километр границы

, 17:00

Государственная граница РФ перешла рубежи. Исключительно – в финансовом плане. За последние восемь лет госбюджет потратил на их обустройство и прихорашивание внушительные 110 млрд. рублей. Сделано очень мало – часть денег разворовали, часть – съела инфляция. Теперь государственное агентство Росграница просит из бюджета дополнительные 658 млрд. руб. на следующие пять лет. Позолотить за такие деньги все демаркационные линии вдоль рубежей РФ не получится. Но посеребрить карманы отдельных чиновников можно.

Периметр бюджета

Содержание нашей рекордной по мировым меркам приграничной махины никогда не стоило дешево. Но в последние годы стало обходиться в непомерные суммы. Расходы бюджета на приграничные дела размазаны по множеству бюджетных статей. «АН» постарались свести итог.

Самая большая часть трат – охрана. За неприкосновенностью рубежей следят Пограничные войска ФСБ численностью более 100 тыс. человек. Глава погранслужбы ФСБ Владимир Проничев редко выступает на публике, но однажды признался. Оказывается, у пограничников есть четкий критерий стоимости охраны границ – цена за километр. По словам генерала, в 2006 г. охрана каждого километра границы обходилась в 786 тыс. руб., год спустя стоимость подскочила до 904 тыс. рублей. Он не назвал трат в следующие годы. Но пограничная инфляция впечатляет – надо думать, в наши дни показатель сильно перевалил за 1 млн. руб./километр.

Периметр пограничной территории РФ – 60 тыс. километров. Линия столь длинна, что ей можно полтора раза опоясать земной шар. Значит, погранично-охранные расходы государства составляют не менее 60 млрд. руб. в год. И это не все. Подсчитано – за год границу РФ пересекают примерно 60 млн. человек. Большинство дважды – туда-обратно. Обслуживание каждого перехода обходится госказне в 80 рублей. С учетом масштаба явления сумма набегает приличная – еще 5 млрд. рублей.

 Это тоже не финал. Границу надо не только защищать, но также обустраивать и прихорашивать. А то перед соседями стыдно. Главное – когда таможенные службы работают как часы, эффект для экономики – неоценимый. Пока в этом плане далеко не все ладно: на западных границах громадные заторы. По словам экспертов, хуже всего ситуация на КПП с Финляндией и Украиной. С другой стороны, на некоторых восточных рубежах (например, границе с Монголией) – избыток постов и пропускных пунктов. Они простаивают, работая вхолостую.

В 2003 г. правительство решило – таможенное наследие давно пора перетряхнуть, узкие места – расширить. Для этого государство не поскупилось на федеральную целевую программу «Государственная граница РФ: 2003–2011 годы». Сроки прошли, результат сомнительный. Изначально на пограничную модернизацию за восемь лет собирались выделить 54 млрд. рублей. По расчетам, этого хватало на «обустройство 1,9 тыс. объектов». В итоге, денег потратили в два раза больше, объектов обустроили втрое меньше запланированного – только 600.

Помимо прочего планировали оборудовать 22 новых пункта пропуска в портах, 21 – на железной дороге. В итоге железнодорожники получили только семь объектов, речники – три. Сорвана даже самая критичная часть программы – строительство 35 новых терминалов в самых горячих таможенных точках (на сумму 22,8 млрд. рублей). Реально сдали – 27.

Таможня с горы

Что тому виной? От Кремля граница далеко, потому траты на ее обустройство, видимо, находятся на периферии государственного внимания. Руководство ответственных за фактический провал программы госструктур – чемпионы чиновничьего долгожительства. Правда, до Росграницы руки все же дошли. Надо сказать, новость звучит почти как анекдот. Грешно потешаться над фамилиями, но трудно удержаться, не процитировав сообщение информагентств: «Премьер В. Путин своим распоряжением освободил от занимаемой должности руководителя Росграницы А. Засыпкина. И назначил на его место Д. Безделова».

Фамилии реальные, дело было еще в мае 2008 года. Следующая порция горячих новостей о деятельности хранителей рубежей пришла только спустя два года. Она уже не вызывала улыбки. В мае 2011 г. Генпрокуратура подвела собственные итоги выполнения ФЦП «Госграница». Кто бы сомневался – всплыли нарушения на скромную сумму 55 млрд. рублей.

Прокуроры выражаются деликатно, мол, ответственные госструктуры «допустили расточительство и многочисленные нарушения законодательства». Лучше было прямо сказать – сочиняли сказки и строили воздушные замки по цене реальных. За огромные бюджетные деньги. Государство ловко водили за нос. Например, Росжелдор без устали «возводил» таможенные пропускные пункты на железнодорожной ветке неподалеку от Омска. Как оказалось – та ветка давно демонтирована.

Вдобавок 60 млн. руб. строители-железнодорожники потратили на разработку документации железнодорожного пункта пропуска в Белгородской области. Потом оказалось – под него нет земли. Недешево обошлось бюджету строительство бумажного КПП на заброшенной автомобильной дороге в Курской области. Также активно строились новые таможенные посты на границе с Казахстаном. В результате за 650 млн. руб. укрепилась линия, которую вскоре упразднили в рамках Таможенного союза.

Не подкачали речники. По данным Генпрокуратуры, Росречфлот долго и тщательно выбирал участок для строительства поста в Новороссийском порту. На выбор было шесть вариантов стоимостью от нуля до 400 млн. рублей. После тщательных раздумий выкупили самый дорогой. К тому же с самым сложным рельефом, поэтому – максимальной стоимостью строительных работ. Наверное, чем дальше прокуроры вникали в документы, тем больше смеялись. Скажем, один из пунктов пропуска собирались построить в безлюдных горах (!) под Новороссийском. Причем – на участке, где расположена водонапорная станция и проходит линия ЛЭП.

Новый виток воровства

Судя по всему, к 2008 году почти все деньги ФЦП были успешно освоены. Потому что с этого времени вся деятельность свелась к закупке фитосанитарного оборудования для таможенных постов. Других задач, кроме поиска вредных личинок, почему-то не осталось. Разумеется, виновные строго наказаны. А именно – прокуратура вынесла некие туманные «представления» на имя руководителей Росжелдора, Росречфлота и Минтранса. Но им сейчас явно не до того. Благодаря ударному труду в предыдущий период – впереди непаханое поле незавершенных или даже неначатых работ по модернизации границ. Все понимают, правительству деваться некуда. За время реализации целевой программы узкие места на границе стали еще уже. Транспортные пробки на самых горячих КПП порой разрастаются на десятки километров.

Так что в связи с «успешным» завершением первого теперь экстренно верстается второй этап федеральной целевой программы. Срок – 2012–2017 годы. Запросы, разумеется, выросли. Конечно, изначально запрошенной суммы в 658 млрд. руб. Росгранице не видать. Как объясняют эксперты, Минфин в курсе, с какой отдачей поработала первая часть денег. С учетом возможных будущих потерь и баланса всех интересов ведомство А. Кудрина реально готово выделить не более 130 миллиардов. Зная сумму и принимая во внимание будущую строительную инфляцию, легко дать прогноз. Если эффективность расходов на модернизацию госграницы останется на прежнем уровне, через пять лет в обмен на 130 млрд. руб. государство не получит вообще ничего. Кроме, разумеется, резко возросших граничных проблем.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram