Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 51(189) от 24.12.2009

Родина хорошего коньяка

, 18:29

Умеют ли в России делать качественные коньяки? Конечно,  почитатели этого благородного напитка привыкли к мысли, что настоящий коньяк должен быть с французскими или хотя бы армянскими корнями. Так что, наверное, многих удивит известие, что в нашей стране есть предприятие, которое выпускает  коньяков больше, чем все несметные тысячи армянских винокурен вместе взятые. Но что еще поразительнее - коньяк этот таков, что не каждый «француз» с ним сравнится.

Была такая история...

Так уж получается, что для серьезного коньячного дома важны не только бочки с подвалами, но и традиции, давняя и честная история. С этим как раз у московского предприятия, о котором пойдет речь, все в порядке. По российским меркам, без малого 70 лет работы - очень неплохое достижение. Открыли завод в предвоенном 1940 году. Поначалу на нем выпускали квас и фруктовые воды. Кстати, настои для знаменитых московских лимонадов делались из самых настоящих свежих апельсинов и лимонов. Свою мирную продукцию завод продолжал выпускать и в самые тяжелые месяцы, когда линия обороны Москвы проходила буквально в считанных километрах от проходной. Заводчане поддерживали жителей Химок, раздавали жмых. Некоторые только благодаря этому и выжили.

С тех самых пор заводу не раз приходилось с честью выходить из сложных ситуаций. Это сейчас «КиН» - крупнейший поставщик благородных напитков в России. А вот в середине 80-х производить хороший коньяк было чуть ли не преступлением. Чиновники, проводившие в жизнь лигачевскую антиалкогольную кампанию, даже предписывали уничтожить запасы благородных коньяков. Спасла завод... газировка. Правда, не какая-нибудь, а легендарный советский «Байкал», тот самый, что был задуман как символ «Олимпиады-80».

Его рецепт разработали на «КиНе» в качестве нашего ответа коле. Там-то - химия на химии, а в классическом «Байкале» - одни только натуральные ягоды и травы. Например, клюкву везут из Твери и Вологоды, бруснику - из города Великие Луки, черноплодную рябину - из Орловской области, красную - из Краснодарского края.

Завод и сейчас ежегодно перерабатывает в настойки и морсы более 100 тонн свежих даров леса. В цеху стоит такой крепкий ягодный аромат, что с непривычки от восторга перехватывает дыхание. Жаль, что таких предприятий со своими цехами натуральных настоев во всей стране осталось только два. Один завод в Москве, другой - в Курске.

Правда, сейчас безалкогольные напитки на основе экологически чистого натурального нектара не очень-то востребованы потребителем. На натуральных ягодах делают настойки, чаще коньячные. Именно коньяк стал главной гордостью и основой для выживания и развития предприятия в лихие девяностые.

Полтора десятилетия назад дела по коньячной части в нашей стране, мягко говоря, не ладились. Было почти невозможно найти напиток, хотя бы отдаленно соответствующий тому, что значилось на этикетке. По правилам, коньяк, даже если он делается из привозных виноградных спиртов - а собственных у нас с 80-х годов, когда массово вырубались виноградники, больше не стало, должен не меньше 3-х лет выдерживаться в дубовых бочках. За это время спирт приобретает в контакте с дубом красивый цвет, элегантный аромат и округлый вкус.

Только большинство «производителей» рассудили иначе. Зачем «париться», если можно купить самое дешевое сырье по полтора-два доллара за литр. Такой спирт на коньяк и близко не похож - чуть ли не зеленого цвета. Ну и что с того? Все неприятности исправляются красителями, ароматизаторами. Водички добавить, по бутылкам разлить - вот и все «коньячное мастерство». Так почти все и делали: даже сейчас треть продающихся в стране коньяков производится не из виноградного, а из обычного спирта, а уж о какой бы то ни было выдержке и речи не идет.

Так и остались бы мы с подделками на полках вместо коньяка, если бы не нашлись люди, понявшие, что совесть все же важнее прибыли. Еще в начале 1990-х гг. московский завод «КиН» начал выпускать коньяки на основе готовых купажей. В 1998 г. этот завод первым в России стал импортировать выдержанные коньячные спирты из Франции.

При этом, дабы ни у кого не возникло сомнений, что киновский коньяк действительно производится из французских спиртов и чтобы избежать проблем с качеством на всех этапах - и во Франции не все то коньяк, что спиртом называется, - компания вложила большие средства в строгий контроль. «Мы пользуемся услугами наиболее авторитетной в этой области независимой международной арбитражной организации SGS Ates», - рассказывает главный винодел компании Марина Тягилева. - «Кроме этого, «КиН» имеет все документы, подтверждающие качество и выдержку вывозимых из Франции спиртов».

Механизм контроля работает так: во Франции контейнеры заполняются спиртами в присутствии представителей SGS. Кроме того, специалист арбитражной фирмы берет пробу, которая сохраняется в течение 10-15 лет. После заполнения контейнер опечатывается пятью пломбами. В России процедура повторяется с точностью до наоборот. Представитель SGS распечатывает контейнер, берет все необходимые пробы, участвует в дегустации.

«Подход к качеству на заводе чрезвычайно серьезный. Когда я был на предприятии, в лаборатории для меня открыли огромный шкаф с арбитражными пробами, и я увидел отметку SGS Ates на бутылках. На этом все вопросы у меня закончились», - поясняет президент Независимого винного клуба Владимир Цапелик.

Справка: Группа Компаний «КиН»

Московский винно-коньячный завод «КиН» - старейшее предприятие Группы Компаний «КиН». Завод основан в 1940 году, специализируется на выпуске алкогольной продукции. Последние восемь лет является лидером коньячной отрасли России.

Антиалкогольный коньяк

В результате сначала завод выстроил с нуля полноценное коньячное производство на французских спиртах, а параллельно полностью реконструировал мощности. Пришлось многие советские линии по розливу напитков вырезать и выбрасывать на металлолом. Вместо них поставили немецкие и итальянские компьютеризированные линии, производительность которых составляет от 6 до 12 тыс. бутылок в час.

«КиН» обладает единственным в России Научно-исследовательским центром контроля качества - уникальным по уровню специалистов и оснащенным оборудованием в соответствии с мировыми стандартами. Центр  контроля качества строго следит за производством всего ассортимента Группы Компаний «КиН». В 2004 г. завод обзавелся собственной сенсорной лабораторией и дегустационным залом. Компьютеризированная лаборатория нужна, чтобы обеспечивать постоянный вкус напитков.

В общем, неудивительно, что продажи киновского коньяка ежегодно растут рекордными темпами. В прошлом году компания заняла почти четверть российского коньячного рынка и вдвое обогнала ближайших конкурентов. Благодаря этому она заплатила в бюджеты всех уровней 1,8 млрд. руб. налогов. Это рекорд отрасли: от остальных алкогольных компаний государству перепадает максимум 200-300 млн. руб. в год.

Между прочим, даже в нынешние кризисные времена владельцы компании не отказались от социальной поддержки сотрудников. Акционеры лишили себя части дивидендов, но сохранили персонал, - а это более 600 человек, - все премии и льготы.

Вообще-то по части социальной поддержки сотрудников и в области благотворительности компания делает очень многое. Например, тратит большие средства на общественно полезные проекты. Один из приоритетов - помощь деятелям культуры. «КиН» организовал в России ряд крупных джазовых фестивалей. Компания пополняет музейные фонды. К примеру, помогла выкупить за рубежом и передать ГМИИ им. А.С. Пушкина картину голландского художника XVII века «Пейзаж с всадником». В свое время полотно принадлежало музею, но его увезли в Германию во время Великой Отечественной войны.

Только вот владельцы завода стараются не афишировать свои добрые дела. Ведь дело не в том, что мы говорим или не говорим о своей деятельности. Дело в конкретных действиях. Главное - это профессионализм в работе, реальная помощь тем, кто в ней нуждается, а не огласка каждого своего шага.

Хотя им было бы о чем рассказать. Например, что «КиН» начал собственную... антиалкогольную компанию. Первым в России запустил широкую программу, пропагандирующую ответственное употребление спиртного. Называется «Знай меру!». Прежде всего программа рассчитана на молодых, активных людей. Можно зайти на сайт www.znaymeru.ru и в интерактивном режиме научиться, как правильно выбирать и употреблять спиртное.

Компания активно помогает молодым талантам. В том числе поддерживает фонд «Новые имена», открывающий карьерные перспективы перед юными музыкантами, а также организует мероприятия благотворительного фонда молодых дизайнеров «Русский силуэт». Не забывают и о стариках: «КиН» финансирует региональный благотворительный общественный Фонд содействия театру и телевидению «Маски» имени И.М. Смоктуновского. Это очень важное дело - не секрет, что малоизвестным актерам в старости, особенно за пределами Москвы, едва хватает на кусок хлеба. Большое внимание в компании уделяют ветеранам Великой Отечественной войны.

«КиН» занимается благотворительностью не только в России. Компания охотно улучшает имидж страны за рубежом. В 2007-2008 гг. она профинансировала ряд масштабных культурных программ, «продвигающих» русскую культуру в Европе. В том числе организовала во Франции концерты Юрия Башмета, Дениса Мацуева и Любови Казарновской. Достижения «КиНа» в социальной сфере можно перечислять долго. Как бы то ни было, ясно, что компания гордится своими сотрудниками и в благодарность за их отменную работу старается вознаградить их сполна. И это справедливо: плох тот бизнесмен, который работает только для себя.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram