Аргументы Недели → Экономика № 35(173) от 03.09.2009

Чиновники смешали коктейль

, 16:52

В магазинах льются реки слабоалкогольных коктейлей. Каждый год население выпивает 350 млн. л этой химии - в два раза больше, чем шампанского.

До последнего времени государство только способствовало популярности этих напитков. Чиновники исходили из идеи, что слабый алкоголь менее вреден для здоровья, чем водка, поэтому предоставили его производителям массу льгот. В том числе разрешили не учитывать товар в системе ЕГАИС и платить за спирт крохотные акцизы.

Но оказалось, эта стратегия хороша только на бумаге. «Хотели как лучше, а получилось как всегда. В итоге водки в стране пьют столько же, а слабоалкогольных напитков - в 4 раза больше, чем в советское время. Причем потребление алкоголя на душу населения продолжает расти на 3% в год», - доказывает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

При этом, если в разумных количествах вина и пива есть хоть какая-то польза, то в коктейлях полезного - ровным счетом ничего. Натуральное сырье добавляют только в пятую часть слабоалкогольных напитков. Остальные состоят из спирта, ароматизаторов и консервантов.

Производители химичат с ингредиентами как могут. Даже если в коктейль добавлен натуральный сок, в его состав все равно входят бензонат натрия, подкислители и антиоксиданты. Эта химия сама по себе может вызывать аллергию и вредна для желудка, а в сочетании со спиртом шансы заработать язву или гастрит только увеличиваются.

Еще вреднее так называемые энергетические коктейли, в которые добавляют кофеин. Об этих напитках предельно ясно высказалась на совещании у президента министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова: «Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ... ускоряет формирование привыкания к алкоголю, а также усиливает риск токсического действия алкоголя на организм человека». Вдобавок, по словам министра, коктейли вызывают бесплодие у женщин.

Увы, народ ни к врачам, ни к министрам не прислушивается: потребление коктейлей растет на 2-3 млн. литров в год. Что самое страшное - в основном на них «подсаживаются» молодые люди в возрасте 22-25 лет. И вот государство решило вмешаться в ситуацию. Что сделают чиновники?

Во-первых, запретят продавать слабоалкогольные напитки в киосках. Это серьезно подкосит спрос на коктейли: по данным маркетингового агентства Vector Market Research, 70% этих напитков покупают именно в киосках.

Во-вторых, уравняют акцизы на слабый и крепкий алкоголь. Сейчас производители коктейлей платят за литр спирта не 191 руб., как водочники, а 120 рублей. В итоге с пол-литровой банки 9-градусного коктейля платится только 5,4 рубля акциза.

По подсчетам Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА), эти меры разом уменьшат потребление коктейлей на 50 млн. литров в год. И все же их недостаточно, чтобы полностью отучить народ от коктейлей.

«Главным образом, спрос снизится потому, что слабоалкогольные напитки резко подорожают. Сейчас банка самого дешевого коктейля стоит 30 рублей, а будет - 40. Но практика показывает, что даже после резкого повышения цен спрос на алкоголь восстанавливается до прежних объемов за 2-3 года», - считает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.

По его мнению, государству нужно озаботиться не только ценой, но и качеством коктейлей. К примеру, принять технический регламент, который обяжет производителей использовать натуральное сырье.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram