Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 27(165) от 09.07.2009

Российское кино пошло на сборы

, 17:44

Такого еще не было, чтобы сразу несколько наших лент обогнали громкие мировые премьеры. По размеру кассовых сборов в этом году лидируют не «Терминатор‑4» или «Трансформеры-2», а картины «Обитаемый остров, часть первая», «Любовь-морковь - 2», «Тарас Бульба» и «Стиляги».

Эти четыре кинобогатыря сорвали банк - собрали в прокате 2,2 млрд. рублей. В итоге доля российского кино в кассовых сборах оказалась рекордной - 40%. Надо сказать, что даже в очень удачном в этом плане 2005 г. на российские ленты пришлось менее 30% кассы.

Казалось бы, при таком зрительском успехе кино должно процветать. Но наша киноиндустрия устроена так, что даже рекордные сборы не гарантируют ей сохранения оборотов. Проблема в том, что прокат - далеко не главный источник доходов киностудий. Даже с учетом продаж дисков и показа фильмов на телевидении производителям в среднем возвращается только треть вложенных в съемки средств. Поэтому, чтобы свести концы с концами, киношники отчаянно нуждаются в частных инвесторах и субсидиях из бюджета.

До кризиса они получали примерно поровну из обоих источников. Филантропы жертвовали 2-3 млрд. руб. в год, еще 2,4 млрд. добавляло государство. Теперь положение изменилось: господдержка пока сохраняется в прежнем объеме, а вот поток частных средств сократился на 30%. Как это скажется на выходе новых фильмов?

С одной стороны, несмотря на нелегкие времена, российских фильмов в кинотеатрах меньше не становится. «С декабря по май на экраны вышли 34 отечественные картины - столько же, сколько в прошлом году», - подсчитала ведущий аналитик компании «Невафильм-ресеч» Ксения Леонтьева.

С другой стороны, секвестр больно ударил по недоснятым картинам. По данным аналитического агентства «Метрополитен Е.Р.А», приостановлены съемки 39 лент. В частности, заморожена драма «17» Егора Кончаловского - это рассказ о жизни хоккеиста Валерия Харламова. Опустели павильоны, где Тигран Кеосаян снимал лирическую комедию «Гувернантка».

Сильнее остальных пострадали фантастические ленты - у них самые большие бюджеты в российском кино. Легла на полку «Голубиная книга», которую продюсирует режиссер «Обитаемого острова» Федор Бондарчук. Заморожены съемки «Ведьминого века», которую планировали снимать по сценарию известного фантаста Сергея Дьяченко. Даже Первый канал остановил производство фильма «Глубина» по роману Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений».

По прогнозам, уже через год-полтора 70% режиссеров не смогут рассчитывать на бюджет, превышающий 30 млн. рублей. Впрочем, многие аналитики не теряют оптимизма. По их мнению, это всего лишь временный спад. «Хорошим режиссерам удастся найти новые источники финансирования. Не боятся же кризиса Никита Михалков и Тимур Бекмамбетов. Тем более в последнее время в российское кино вкладывают деньги крупные киностудии - «Юниверсал пикчерс», «Дисней». А раз так, за качественные фильмы можно не беспокоиться», - считает президент аналитической компании «Муви ресеч» Олег Иванов.

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram