Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Отшумел Каннский кинофестиваль, итоги которого огорчили фанатов Андрея Звягинцева. Коллеги прочили ему Золотую пальму, в итоге – третий по статусу «приз жюри» за его «Нелюбовь». Обласканный фестивалями, Звягинцев был в шаге от божественной Пальмы, но не срослось. Она досталась шведу Рубену Эстлунду, который сразил наповал своей оригинальной сатирой в фильме «Квадрат». Ему простили и излишнюю сентиментальность. Впрочем, от Педро Альмодовара, председателя жюри, это можно было ожидать. Он сам в последнее время позволяет себе в своих фильмах распускать чувства.
Но золотая пальма «Квадрату» – это что-то новенькое в призовой политике фестиваля. Он никак не расширяет границы сексуальных свобод, не борется за права безработных, бездомных и прочих жертв бесчеловечного капитализма, его не волнуют проблемы беженцев и снят он не в проблемной стране (кинематограф которой надо поддержать из соображений прогресса), а в благополучной Швеции. Однако, пожалуй, именно он создаёт образ «героя нашего времени» во всей его красоте. Я о нём писал в прошлом номере, фильм реально цепляет. Причём режиссёрская сатира не тускнеет со временем, а даже становится как-то ярче. Да, кураторам современного искусства досталось в фильме по самое «не балуйся». Например, чего стоит одна сцена выяснения отношений героя со случайной любовницей в зале, где герои не слышат друг друга. По замыслу авторов очередного проекта звуковая дорожка в залах состоит из грохота падающих булыжников, который чередуется с «музыкой» стекла, которое трётся о пенопласт. Интересно, смотрительницам музея доплачивают «шумовые» или дают ваучеры на молоко?
Конечно, прекрасному фильму Франсуа Озона «Двойной любовник» (здорово парень работает – только что в Венеции был его фильм «Франц») не светило ничего. Уж больно жанровое он снял кино. Эротический триллер по определению не попадает в призовой расклад. Хотя всегда ждёшь неожиданностей. Но фильм и без призовой поддержки побегут смотреть. Больно много он содержит пикантных сцен. Но Озон «зажигает» не сразу. Сперва героиня – кстати, она работает смотрительницей в музее современного искусства – выходит замуж за своего врача, к которому пришла жаловаться на боли в животе. И секс у них вполне аппетитный. Но героине чего-то не хватает, и она включает воображение. Образ мужа раздваивается, у него появляется брат – доминантный близнец. Он-то и становится сокровенной страстью героини, причём пребывание на рабочем месте, в залах музея современного искусства, где выставлены какие-то биомассы, временами напоминающие человеческие органы, явно способствует погружению героини в мир галлюцинаций. И вот она уже занимается любовью сразу с двумя братьями, причём иногда порознь, а иногда одновременно. Доминантный близнец при этом во время секса ведёт себя более остервенело. Но описывать фантазии Озона я не стану, потому что этот фильм стоит посмотреть в кино. И героиня фильма просто новая секс-звезда, запомните имя актрисы: Марина Вакт.
Зато абсолютно ожидаем был Гран-при фильму «120 ударов в минуту» (режиссёр Робен Кампийо), он просто не мог не получить важной награды, потому что обладал тремя призовыми качествами: во-первых, это французский фильм, а на юбилейном Каннском МКФ (70 лет!) не наградить французский фильм – это неприлично. Во-вторых, он на злободневную тему СПИДа, и его герои взяты не из прекрасного далёка, а живут и страдают здесь и сейчас. В-третьих, он снят в «молодёжной стилистике», камера всё время находится в движении. Причём чувствуется, что режиссёра волнует тема, в фильме нет никакого филигранного расчёта эмоций. Это тот случай, когда миришься с шероховатостями из-за дорого стоящей способности автора передать учащённый пульс жизни своих героев, погрузить нас в вещество их существования.
Николь Кидман в фильме «Роковое искушение»
А вот София Коппола, получившая приз за лучшую режиссуру, в костюмном трагифарсе «Роковое искушение» рассчитала каждый кадр. Стоит добавить, что это второй случай в истории Канн, когда приз в этой номинации получает режиссёр-женщина. Раньше такой чести удостоилась только советский режиссёр Юлия Солнцева в 1961 году за фильм «Повесть пламенных лет». Признанный мастер авторского мейнстрима, Коппола ведёт своё повествование таким образом, чтобы мы всегда чувствовали её отношение к показанному. А в финале, который по понятным причинам описывать не буду, она возвышается почти до тарантиновского цинизма. В центре фильма, отправляющего нас в годы Гражданской войны в США, история молодого капрала (Колин Фаррелл), которого одна из воспитанниц женского закрытого пансионата находит раненным в лесополосе неподалёку, куда отправилась собирать грибочки. Она зовёт воспитательниц, и ими оказываются Кирстен Данст и Николь Кидман. Кидман, кстати, получит специальный приз жюри. Воспитательницы и воспитанницы решают не отдавать капрала неприятелю, а подлечить его и потом отправить на все четыре стороны. С этого момента жизнь в пансионате резко меняется. В нём появился пусть раненный, но вполне аппетитный мужчина. Пока он без сознания, героиня Николь Кидман, протирая его израненное тело губкой, доходит до чресел, и рука её замирает, и мы слышим отчётливое «ах»! Но вот герой поправляется, и его приглашают к общему столу. Все женщины надевают свои лучшие платья. Понимая, что ему некуда идти, он предлагает себя в качестве садовника. А чтобы закрепить свои позиции, признается Кирстен Данст (она начальница) в любви. Но бес (точнее, неумолимая Коппола) искушает его интригой с более молодой обитательницей пансионата. На шум их «любви» прибегает Данст, и в результате сцены на лестнице Колин Фаррелл падает вниз, раненая нога снова сломана, и тётки решают, пока он без сознания, её отпилить. Когда Фаррелл придёт в себя и увидит, что нет ноги, он станет как бешеный, ситуация накалится… Тут, впрочем, хватаю себя за руку: что решат «девушки» и как поведёт себя Колин Фаррелл – смотрите в кино. Но, повторяю, в нём присутствует постоянное ироническое «отношение» Софии Копполы, поэтому всю историю мы смотрим с лёгким холодком, а жанр требует горячего сочувствия.
В любом случае Коппола и Озон своими фильмами весьма оживили фестивальный ландшафт, в котором приятным сюрпризом был и фильм выпускника курса Сокурова Кантемира Балагова «Теснота». Показанный во второй по значению программе «Особый взгляд», он претендовал на приз за лучший дебют «Золотая камера» и был её вполне достоин, но… жюри «Золотой камеры» решило иначе. А между тем история похищения жениха и невесты в еврейском анклаве города Нальчика (действие происходит в 1998 году) и последующие за этим события, связанные с поиском семьи жениха денег на выкуп, рассказана на одном дыхании.
Не могу не упомянуть и великолепную актёрскую работу Роберта Паттинсона в фильме братьев Сэфди «Хорошее время», в котором актёр создаёт образ современного героя, взятого из гущи жизни. Такой парень может встретиться любому из нас на улицах сегодняшнего Нью-Йорка. После удачного грабежа банка его брательник, который немножко аутист, во время погони врезается в стеклянную дверь, и его цапает полиция. Вызволить его из тюрьмы – задача героя, этакого action hero, но без всякого пресловутого суперменства. В интервью мне Паттинсон пожаловался, что совсем нет интересных современных ролей. А ведь мальчик давно вырос из штанишек романтической Саги. Кто хочет в этом убедиться – смотрите мою страничку в Facebook, где я выставил ссылку на свою программу «Тихий дом» на Каннском кинофестивале, показанную на Первом канале сразу после окончания церемонии закрытия 28 мая.
Пока-пока!