Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 6(548) от 16.02.17

Берлин-2017: европейские вечеринки и американские обеды

, 09:02 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и зрители! Берлинский международный кинофестиваль достиг золотого сечения, и уже есть о чём поговорить. Скажу сразу, что, судя по конкурсу, в «Багдаде» не всё спокойно. Никаких сладких «Ла-ла Лендов»! Фильмы передают смятение в умах традиционно либеральных рыцарей фестивального ордена.

Вечеринка («TheParty», реж. Салли Поттер) в доме партийной активистки в исполнении Кристин Скотт Томас («Английский пациент»!) сразу не задалась. Её вечно пьяный муж, из которого разве что песок в натуре не сыпется, объявляет, что смертельно болен. Но этого мало! Он хочет оставшиеся дни жизни провести с женщиной, с которой у него роман последние два года. А это, на секундочку, подруга хозяйки Марианна, которая задерживается. Кстати, вечеринка посвящена назначению хозяйки министром здравоохранения в теневом кабинете лейбористов. Муж Марианны (Киллиан Мёрфи), молодой (не чета старому перцу – хозяину дома) и сексуальный кокаинист, мечется по вечеринке в ожидании жены Марианны, забивая косяк за косяком, ведь у него кризис – жена изменяла ему, как выяснилось, с хозяином дома.

По фильму гуляет пистолет, принесённый ревнивым мужем. Разумеется, согласно Чехову, он должен выстрелить. И вот раздаётся звонок – это последний гость – Марианна. Мы видим крупно искажённое ненавистью лицо Кристин Скотт Томас, открывающей дверь, и в руках у неё оружие, готовое стрелять. Понятно, что вместо поцелуя режиссёр Салли Поттер в диафрагму засовывает дуло пистолета. Так-то. А что ещё заслужил народ, проголосовавший за Брекзит!

Ещё фантастичнее фильм австрийца Йозефа Хадера «Дикая мышь». Героя, музыкального критика, редактор увольняет в связи с сокращением ставки. Но автор фильма справедливо считает, что обидеть музыкального критика – это всё равно что чижика съесть. Кстати, так считает и полицейский инспектор, к которому приводят героя оформлять протокол за то, что он разбивал камеры слежения на заборе вдоль участка дома редактора.

Но вот герой, купив пистолет и зарядив его, отправляется к загородному домику редактора, который там мило справляет день рождения с молодым и ласковым клиентом жены критика, которая даёт консультации психолога. Доехав на жёлтом автомобиле по зимней дороге до фазенды редактора, критик застаёт парочку на террасе и пытается стрелять, но не получается. Тогда редактор переходит в наступление, и они молотят друг друга. Причём редактор разбивает критику очки, и тот становится совсем жалким. Он бежит к своей машине, забывая пистолет на капоте, и падает в снег. Критика ночь застаёт в пути. Метель сделала из его авто сугроб, и, понятное дело, самому не выехать. Критик решает вопрос радикально. Он выползает из машины через окно, берёт бутылку виски, таблетки в капсулах и роет ямку в снежной целине, чтобы умереть от обморожения. Он скидывает одежду, бросает таблетки в бутылку и трясёт её. Но таблетки не растворяются. Придурку критику, конечно, в голову прийти не могло, что они в капсулах не растворяются в холодной среде.

Фильм матёрой польской режиссёрши Агнешки Холланд «След» отправляет нас на границу современной Польши и Чехии. Там-то и живёт на пенсии, подрабатывая уроками английского в местной школе, одинокая женщина, у которой одна радость – собаки и восход солнца. Но вот во время охоты погибают её собаки, и героиня становится фурией. Она видит коррупцию в полиции, когда местный мини-олигарх помыкает силовыми структурами. И его сексуально должны обслуживать все понравившиеся ему девушки. Удовлетворив в машине похоть ещё молодого и брутального альфа-самца, в свой бутик возвращается юная подруга героини, а та уже затаила недоброе. Сказка становится триллером. Мы сперва видим свежие и не очень трупы участников охоты, в том числе шефа полиции и альфа-самца, владельца зверинца, якобы забитые зверями (версия героини). А потом уже горит церковь и погибает священник, который говорил свой пастве, что зверей убивать можно, потому что у них нет души!

Кадр из фильма Агнешки Холланд «След»

Но какой Берлинале без фильмов про беженцев! На сей раз на этой ниве собрал урожай зрительских эмоций Аки Каурисмяки. Фильм начинается с того, что солидный и, видимо, горячий финский мужчина защёлкивает чемодан, заходит в кухню, где молчаливо курит и пьёт водочку его жена, кладёт ей на стол ключи и обручальное кольцо и уходит. Жена с досадой бросает кольцо в пепельницу с окурками. И в этом стиле будет выдержан весь фильм.

Меж тем к ним приближается, сам того не ведая, сирийский беженец, который добрался до Хельсинки на барже с углём, закопавшись в него. Никем не остановленный, он добирается до вокзала, где есть душевые кабинки, и приводит себя в порядок. Теперь его путь лежит в полицию, а оттуда – в центр для беженцев, где довольно чистенько и даже можно выпить пивка. Тут их судьбы и пересекутся. И крупный финский мужчина проявит человеческую солидарность с несчастным маленьким беженцем, приведёт его уборщиком в ресторан, даст ночлег в гараже. Так или иначе, фильм Аки Каурисмяки просто прёт на приз, но посмотрим.

А вот американцы пока представили в конкурсе довольно фальшивый фильм «Ужин» (реж. Орен Муверман), правда, с такими звёздами, как Ричард Гир и Ребекка Холл.

Ричард Гир в фильме «Ужин»

Банальная история детёнышей-гадёнышей, которые поджигают закутавшуюся в лохмотья и одеяла несчастную больную цветную бездомную тётку, и их родителей. Особенно фальшивы экскурсы в гражданскую войну, съёмки надгробий павших, пунктиром проходящие сквозь фильм. Это что, поиски истоков насилия? А распутывается семейное дело в дорогущем ресторане, где заказывает столик конгрессмен Ричард Гир. Туда он приглашает истерика-брата и его жену, чтобы обсудить случившееся. Режиссёр смакует подачу и перемены блюд, где каждый листик салата выращен отдельно, имеет имя и подаётся только с сочинённым для него соусом. Фильм укладывается между рубриками «аперитив» и «дижестив», и герои всё время едят и пьют вино. Правда, героя Ричарда Гира всё время отвлекает персональный ассистент для деловых звонков. А когда тело бездомной догорит, приступят к портвейну: такая логика у параллельного монтажа.

А теперь, дорогие читатели и зрители, я прощаюсь с вами до следующего номера «АН», где подведу итоги Берлина-2017 и расскажу, какие ещё интересные фильмы нам показали. В воскресенье в эфире Первого канала после 00:20 в программе «Тихий дом» вы сможете встретиться с авторами и звёздами самых интересных фильмов конкурса Берлинского МКФ, а также увидеть счастливые лица победителей этого одного из самых престижных киноконкурсов планеты.

До свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram