Актриса Наталья КОЛЯКАНОВА родилась в Оренбурге, окончила Иркутское театральное училище, а затем ГИТИС. Была ведущей актрисой «Школы драматического искусства» и снялась более чем в 30 фильмах: «Олигарх», «Прорва», «Дневник камикадзе» и др. Известность к ней пришла с ролью Кристины в фильме «Такси-блюз», не прошла незамеченной и роль тёти Риммы из Харькова в «Свадьбе», на которую запал герой Андрея Панина. Недавно на большие экраны вышел фильм Павла Лунгина «Дама Пик», где Наталья сыграла помощницу режиссёра.
- Наталья, на премьере фильма «Дама Пик» вы не вышли на сцену вместе со всеми, поднялись только, когда вас позвал Павел Лунгин…
– Я знала, что мою роль сильно почикали, а с ней и всю закулисную жизнь. Она не вписывалась в окончательную версию фильма. И поскольку я поняла, что от роли остался мелкий бисер, то и выходить было не комильфо. Моё решение оправдалось и тем, что мне дали приглашение в бельэтаж. Однако Лунгин всем сказал: «В зале полно мест, все, кто в бельэтаже, спускайтесь!» Иду вниз, ищу свободное место, и в это время со сцены режиссёр как-то тепло произносит моё имя. Я встрепенулась, побежала и лёгким прыжком серны оказалась на сцене.
– Фильм оказался таким, каким вы его себе представляли?
– Когда утром я проснулась и все впечатления прошедшей премьеры сложились, я поняла не только про фильм, но и про нашу жизнь: где нет бабла, то и не фиг ловить... Герой Ивана Янковского мечется только потому, что у него нет миллиона, мол, если он его добьётся, то получит всё. Эта идея прозвучала, как нота нашего дня. Изначально в сценарии была подковёрная интрига, которая оказывала на героя своё давление. Знаете, как в театре бывает: не любят, клюют, тыркают, не дают ролей молодому таланту. И у него есть желание вырваться из театральной рутины. А когда всё это вырезали, то фабула поменялась. Прозвучало только то, что деньги решают всё. Несмотря на это, я с интересом наблюдала, как всё в итоге сложится, потому что знаю, какой у Лунгина прекрасный монтажёр. Большую роль сыграла и опера. Своей структурой она всё собрала вместе в одну достойную кинематографическую работу.
– У Павла Лунгина вы снялись в пяти фильмах. Вы одна из его любимых актрис?
– Не могу сказать, что я его любимая актриса. Когда он работал с Ксенией Раппопорт, то я видела, как он обожает её. Всё время говорил: «Посмотри, как она это делает! Посмотри, сколько она нашла решений!» Он дышал своей героиней, она была для него музой.
А нас с Лунгиным связывает «Такси-блюз», за которую в 1990 году он получил приз в Каннах. Первый опыт – как бриллиант. Он особенно счастливый и навсегда остаётся в нашей памяти. А поскольку я имею отношение к этому сокровищу, этой авантюре, которую мы выдали в фильме, то и бешеный успех не забудется никогда. Именно поэтому Лунгин ко мне периодически возвращается, хочет, чтобы я побыла с ним рядышком на съёмочной площадке. И мне тоже радостно с ним встречаться.
– С фильмом «Такси-блюз» вы вместе с Лунгиным ездили на Каннский кинофестиваль. Как вспоминаете о том времени?
– Меня никогда столько не снимали, толпа из фотографов и операторов летучей стаей носилась за мной! Примерно также на премьере «Дамы Пик» все бегали за беременной Ксенией Собчак. В Каннах были мировые звёзды кино, бесконечные приёмы, меня опекали, дарили цветы, подарки. Но для меня всё было мимолётно, в Москве ждала работа, театр – дело, которое казалось важнее всего этого блеска.
– Вы оказались на съёмочной площадке благодаря Евгению Евтушенко. Как с ним познакомились?
– Я работала в Иркутском драматическом театре, а Иркутск – родной город Евтушенко, в котором он снимал свой «Детский сад». Как-то он пришёл в наш театр, а после спектакля подошёл ко мне и сказал: «Какая хорошая артистка, а роли для вас уже нет, но можете прийти посниматься в массовых сценах». Он тут же сочинил частушки «Милый в армию уходит...», и я пела, отплясывая на снегу в свадебной толпе. В его фильме «Похороны Сталина» у меня уже была роль матери героя. По образованию я режиссёр, и мне кажется, что если бы фильм был полностью сделан в стихах, то он бы имел свою значимость в кинематографе, как «Романс о влюблённых».
– Белла Ахмадулина была вашей соседкой по коммунальной квартире. Смотрели «Таинственную страсть» о ней, Евтушенко и других шестидесятниках?
– В соцсетях все так активно обсуждали сериал, что я посмотрела четыре части. Я давно в профессии и понимаю всю конъюнктуру этого продукта. Он очень грамотно сделан с целью разбудоражить осиное гнездо, дать пищу нашей интеллигенции для обсуждения, чтобы мозг кипел, чтобы был конфликт, который бы уводил нас от стагнации. Вся пена вокруг фильма искусственная, тем не менее она работает на развитие общества, которое начинает обозначать свои позиции, мировоззрение. В 60-х я была девчонкой, но помню этот флёр, эту атмосферу, которая потом ещё долго витала. Во время учёбы я писала работу, где соединила Марину Цветаеву и Беллу Ахмадулину, провела параллель. Для меня Белла – целый пласт в моей жизни. Так получилось, что мы были соседями, встречались в подъезде, где-то пересекались, тогда это было естественно, потому что в нашем доме много известных людей жило.