Аргументы Недели → Культура № 40(531) от 13.10.16

Альма-матер русского классического балета

, 08:48

Всероссийский конкурс-фестиваль «Новое Поколение» пройдёт 12 ноября. Мы заручились поддержкой департамента культуры, РАМ им. Гнесиных и Центра военно-патриотического воспитания. А сегодня ведущий хореографический вуз России и мира – Московская государственная академия хореографии, которая учит балету уже почти 250 лет, также становится нашим партнёром.

Ректор Московской государственной академии хореографии Марина ЛЕОНОВА, которая сама долгие годы была солисткой Большого театра, рассказала корреспонденту «Аргументов недели» и творческой лаборатории «Новое Поколение» о том, как растят будущих звёзд балета.

Мальчиков хороших нарожали

– Я знаю, что у академии было много названий, с чего же начиналась история вашего учебного заведения?

– Московская государственная академия хореографии – старейшее хореографическое учебное заведение в Москве – основана в 1773 году. Сначала это были «классы танцования» при Императорском воспитательном доме, который был основан по указу императрицы Екатерины II. Первые выпускники этих классов стали первыми артистами Петровского театра – это нынешний Большой театр. Потом было множество различных реорганизаций, был техникум, училище, училище при Большом театре, потом при нашей школе был институт, ну а когда ректором была моя преподавательница Софья Николаевна Головкина, мы получили статус академии.

– Вы начинаете обучение с нуля?

– Начинаем учить детей с 10 лет, после начальной школы, учим их 8 лет, и они получают профессию артиста балета. Потом есть различные программы высшего образования по направлению «хореографическое искусство». В этом году мы открыли дополнительную программу для детей, которые к нам не поступили, но очень хотят заниматься балетом просто для себя – очень много таких детей. Там та же программа, только не в таком объёме.

– Подозреваю, что среди ваших учеников преобладающее большинство – девушки. Так ли это и всегда ли было так?

– У нас контрольные цифры – 48, должна быть половина девочек и половина мальчиков, но изначально всегда было девочек немножко больше. Самый трудный период у нас был в 90-е годы прошлого века. У нас занимались четыре мальчика, и то без каких-то особенных данных, просто надо, чтобы мальчики девочек держали. В прямом смысле этого слова. И вот в последнее время пошли сначала девочки такие, как нам надо: тонкие, красивые, с хорошими данными, лицами. Думали, как хорошо, наконец-то нам нарожали хороших балерин, а в этом году вдруг пришли такие же мальчишки, почти 20 парней тоже с хорошими данными.

– А есть какой-то определённый стандарт? Например, рост, вес и т.д.?

– Мы сейчас перестали этим стандартом пользоваться, потому что кто-то любит маленьких балерин, кто-то любит высоких – разные должны быть. Если они способные, то надо учить – одарённых детей не так много, чтобы ещё и думать, кто какого роста.

– Сразу видно, что из одного ребёнка будет звезда, а из другого звезды не получится?

– Нет, это невозможно понять. Я вижу: хороший ребёнок, стройный, красивый, но всё зависит от того, как он будет трудиться, как к нему руки приложить, ведь перегрузить сразу нельзя, можно сломать человека физически. Есть дети, которые отмечены Богом, их видно, но как они дальше будут развиваться после пятого класса, как они будут справляться с техникой, с нагрузкой? За этим всем надо следить, и у нас тут есть весь необходимый комплекс: медицина своя, столовая с диетическим питанием, педагоги, психологи.

Все стремятся в Большой театр

– Расскажите, каким направлениям в хореографии вы учите студентов?

– Мы – школа русского классического балета, у нас такие дисциплины, как классический танец, дуэтно – классический танец, где мальчик учится стоять с девочкой в паре, народно-сценический танец – он необходим. Есть ещё исторический танец, современная хореография – наш артист должен уметь танцевать современную хореографию.

– То есть танцор классического балета должен быть универсалом?

– Да, танцор классического балета может станцевать всё. Вот наоборот – нет, есть театр просто современной хореографии, классику они, пожалуй, танцевать не смогут. А классический танцовщик – универсальный, безусловно.

– А с зарубежными балетными школами как-то взаимодействуете?

– Когда нашей школе было 240 лет, мы провели фестиваль международных балетных школ. К нам приезжала американская школа ABT (American Ballet Theatre. – Прим. «АН») имени Жаклин Кеннеди, школа Ковент-Гарден, Ла Скала, Гамбургская школа, приезжал балет Асами Маки. Римская школа очень хорошо показала современную хореографию. Было очень интересно посмотреть на то, что делается во всём мире, при этом они привезли только самое лучшее. Мы работали два дня, и оба дня зал был полный, 12 тысяч зрителей побывали на этом представлении. Мы и сами выезжали на 300-летие школы Гранд-опера, естественно, танцевали классику, выезжали в Милан, танцевали там с их школами Ла Скала и Гранд-опера.

В нашей школе работали такие выдающиеся хореографы, как Джон Ноймайер. Он делал нам спектакль «Времена года». Начо Дуато, тоже очень известный хореограф, испанец, делал нам спектакль в направлении неоклассика. Давиде Бомбана, итальянец, тоже ставил нам спектакль, Лучано Каннито, тоже итальянец, ставил «Джульету», был очень интересный опыт общения с Дэвидом Робертсом из США – он нам поставил современную хореографию. Детям очень нравится попробовать себя в чём-то новом.

– Что сегодня может помочь молодому исполнителю добиться успеха на своём поприще? Существуют ли для них какие-то условные «трамплины»?

– Те дети, которые понимают, что это их будущая профессия, готовятся к конкурсам – это возможность показать себя и получить место в театре, не в кордебалете, а получить место ведущего танцора. У нас очень много выпускников, которые имеют Гран-при, золотые, серебряные медали.

– Где сегодня предпочитают танцевать выпускники академии хореографии? Или у всех разные приоритеты?

– Безусловно, интересы сейчас у всех разные. Раньше как было? Вот взяли нас, распределили всех по театрам, и мы там танцуем. Сейчас всё по-другому – к нам на государственный экзамен приходят представители всех театров, не только московских, и приглашают того или иного студента в свой театр. И теперь студенты выбирают уже, где им работать. У нас абсолютно свободное распределение, есть те, кто едет за границу. Но главной сценой всегда для нас являлся Большой театр, и там танцует очень много наших выпускников, и, конечно, все туда стремятся. Это главный театр нашей страны.

Без творчества и жизнь не та

В Московской государственной академии хореографии растят лучших танцоров мира – это неоспоримый факт. А вот где и как начинают свой творческий путь подрастающие вокалисты и музыканты? Ответ простой – в музыкальных студиях под руководством хороших педагогов.

Почётный работник культуры, руководитель студии эстрадного вокала и дуэта «ДАКС» Юрий Волынский придёт со своими воспитанницами-вокалистками на фестиваль «Новое Поколение».

Юрий Волынский и «ДАКС»

– Два года назад ко мне в студию привели малышей, – рассказывает педагог. – Поначалу я не хотел брать вчерашних выпускников детского сада, но, прослушав их, убедился в музыкальных способностях и начал работу. Из группы выделялись две девочки-близняшки – Диана и Софья Кубрины. Как я узнал позднее, мама девочек обучалась академическому вокалу и желание петь передала дочерям. Постепенный процесс обучения стал давать плоды и положительные результаты: девочки уверенно выступали не только на концертах, но и на конкурсах, многократно становились лауреатами. Сейчас моим воспитанницам всего по 8 лет, а репертуар уже полон разнообразных композиций. Ударный номер – «Будущий солдат», в этой песне женская половина вдохновляет мужскую быть смелыми и отважными защитниками нашей Родины. Кстати, именно с ней мы и придём на конкурс «Новое Поколение».

– Ваши воспитанницы очень юны. Неужели девчонки не боятся сцены? Какие слова вы говорите им перед выступлением?

– Те же Диана и Софья сцены не боятся! А вот волнение – это другой разговор, оно есть у каждого артиста. Но и с ним можно справиться! В этом помогают опыт выступлений и погружение в свою композицию. Девочкам всегда говорю, чтобы они переживали в душе то, о чём поют. Зрителю нужно «рассказывать» интересно, увлекательно, с задором! Важно быть уверенным в том, что исполняешь, установить контакт с залом и жюри. Не нужно бояться быть самим собой! Всегда говорю, что главное качество артиста – понять и почувствовать то, с чем выходишь на сцену, ведь зрителю интересно не только слышать сильный и красивый голос, но и ощутить эмоции, которые в этом голосе звучат. Музыка – великое искусство передачи мыслей и чувств!

– Как учите столь юный дуэт справляться с неудачами и реагировать на критику или похвалу?

– Мы всегда обсуждаем неудачи вместе. Родители девочек – замечательные люди и поддерживают Диану и Софью. Если заслужили – похвалят, если нужно – и замечания сделают по качеству исполнения. Девочкам всегда говорю: надо слушать мнение родителей, ведь они сидели в зале вместе с другими зрителями и всё видели. Посторонние люди не скажут, что не совсем хорошо получилось, а вот мама и папа сказать могут. Момент взаимодействия в семье очень важен, он помогает ближе понять детскую душу и тонко воздействовать на её формирование.

А вот после удачного выступления на конкурсах важно не скупиться на хорошие слова! Когда становишься лауреатом, эмоции захлёстывают, сразу приумножаются силы на новые достижения!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram