Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Культура № 38(529) от 29.09.16

Храня и приумножая традиции

, 20:18

Оперой Петра Чайковского «Евгений Онегин» свой 30-й юбилейный сезон открыл театр «Санктъ-Петербургъ Опера». В новом сезоне зрителей ждут и премьеры – «Корневильские колокола» Роберта Планкетта, «Фауст» Шарля Гуно. К 100-летию Октябрьской революции в репертуаре театра появится  опера Вано Мурадели «Октябрь». Постановка станет продолжением работы над спектаклями «Крым» (по опере «Севастопольцы» Мариана Коваля) и «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса, написанными в годы соцреализма.

«Предстоящий сезон – юбилейный, и это главное для нас событие. Это были 30 лет борьбы и натиска, не склок и грязи, а творческой борьбы, где главным оружием были наши спектакли, открытия. И главное, за эти годы театр обрёл свой дом в центре Санкт-Петербурга на Галерной улице в роскошном особняке барона фон Дервиза», – рассказывает «АН» художественный руководитель театра Юрий Александров.

В труппе театра 40 артистов, среди них очень много талантливой молодёжи, в основном это выпускники Петербургской консерватории. По словам Александрова, он создавал этот театр не для того, чтобы удовлетворять собственные амбиции, поскольку у него никогда не было недостатка в работе.

«Я создавал этот театр, чтобы закрыть нишу качественного современного оперного спектакля, с которым можно соглашаться или не соглашаться, но нужно к нему относиться с уважением. Потому что это плод серьёзной художественной селекционной работы. Сейчас время для театров сложное. Мы же конкурируем с грандами – Мариинским, Михайловским театрами. Бюджеты, конечно, несравнимы. Но дело не в больших бюджетах. У нас были спектакли вообще без бюджета. Поэтому, когда мне говорят, что вот, если бы у меня были бы деньги, я бы такое сотворил... Не сотворил бы, врёт. А мы ставим, потому что к нам приходят артисты не за деньгами, а за опытом. Мы не выделяем среди ребят звёзд, потому что все они талантливы», – говорит Александров.

Новый сезон «Санктъ-Петербургъ Опера» будет ознаменован французской музыкой. Среди премьер «Корневильские колокола» Планкетта. Это романтическая оперетта о красивых благородных людях, с таинственными сценами привидений, с красивым финалом.

«Она была написана с разговорными диалогами, – продолжает режиссёр, – жанр сейчас отошедший. Чтобы зрителям был понятен смысл диалогов, эти разговорные сцены мы переписали в стихах. «Корневильские колокола» – это спектакль о великой мечте, которая обязательно сбудется. Такой же красивой была наша постановка «Искателей жемчуга» в прошедшем сезоне. Публика нам благодарна, что мы позволяем ей заглянуть в мир красоты, мир мечты и романтики. Зрители соскучились по таким красивым спектаклям. Исполнение французских опер – важный этап в жизни любого театра. Мы уже научились петь итальянскую, русскую музыку. Теперь на очереди – французская, это – показатель уровня театра».

В «Санктъ-Петербургъ Опера», как и во многих питерских театрах, будут представлены спектакли, посвящённые событию 100-летней давности. В данном случае это будет постановка Вано Мурадели «Октябрь».

«Я считаю, что Мурадели опередил своё время: оркестровый язык, гармоническая основа его музыки поражают. Но его произведения несправедливо забыты. Не исключаю, что у многих будут кривиться лица, когда они придут на спектакль. Но нам всё равно, мы хотим рассказать свою историю, своё видение тех событий. Мы должны разобраться, наконец, что произошло на нашей земле в 1917 году. Нужно рассказать сегодняшней молодёжи о том, что произошло 100 лет назад, когда начался этот бессмысленный бунт.

Меня интересует этот период истории, потому что он стал решающим в жизни нашей многострадальной страны, он перевернул сознание очень многих людей. Это не будет политическая акция, мы не будем брать Зимний, у нас даже Ленина не будет, который есть в этой партитуре. Меня волнует в данном случае не тема Ленина, а тема людей, которые оказались в тяжёлой жизненной ситуации, в центре страшного человеческого водоворота, когда они погибали в этой жестокой смуте.

У нас в спектакле будет задействовано всего 10 артистов, даже хора не будет. Это будет чисто человеческая история о бедной девушке, пытающейся разобраться в том, что происходит вокруг неё, и как её не могут спасти ни влюблённый белогвардеец, ни конъюнктурный большевик – никто, – говорит Александров. – Следом за «Октябрём» мы намерены поставить «Великую дружбу» того же Мурадели. Если «Октябрь» – это проект нашего театра, то «Великая дружба» будет проектом нескольких театров с участием не только русских, но и кавказских артистов. Мы расскажем историю Ромео и Джульетты. О том, как кавказский мальчик полюбил русскую девушку и как все мешали их чистой любви. В итоге он погибает. «Великая дружба» сегодня очень актуальна для наших отношений в стране. Мы научились ссориться со своими соседями и совершенно разучились дружить. Я – за великую дружбу народов».

Напомним, что театр «Санктъ-Петербургъ Опера» был создан режиссёром Юрием Александровым в 1987 году. Задуманный как творческая лаборатория, театр сразу занял видное место в музыкально-театральном Петербурге, завоевав репутацию «живого оперного театра», «театра поиска». На протяжении трёх десятилетий театр отстаивает традиции русского репертуарного общедоступного театра. В его афише – музыкальные произведения, созданные в разных жанрах и в разных странах в течение многих веков.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram