Открытие сезона в Иркутской филармонии — всегда большой праздник в жизни горожан-любителей классической музыки. Однако в этом году событие приобрело особую значимость. 23 сентября в концертном зале впервые в мире прозвучит неизвестная ранее симфония выдающегося русского композитора Георгия Свиридова. Исключительное право на первое исполнение этого произведения Иркутскому симфоническому оркестру под управлением его главного дирижера Илмара Лапиньша передал племянник автора. Так его впечатлило выступление музыкантов.
Мировой премьере предшествовала почти детективная история — рукопись симфонии, написанной композитором еще в студенческие годы, долгое время пролежала у него на даче в диване, и была обнаружена родственниками недавно. И совсем уж невероятной стала новость о том, что первое исполнение этого исполнения правообладатели доверили не какому-нибудь именитому столичному оркестру, а симфоническому коллективу иркутской филармонии. Племянник композитора Александр Белоненко, оказавшись в Иркутске в прошлом году, услышал литературно-музыкальную композицию по повести Пушкина «Метель» с музыкальными иллюстрациями Свиридова. Талантливая игра музыкантов губернаторского оркестра поразила Александра. Теперь он точно знал, кому именно может доверить первое исполнение неизвестной музыки своего дяди.
Как говорят в филармонии, во внимание был принят не только профессионализм коллектива и талант дирижера, но и личное знакомство художественного руководителя оркестра Илмара Лапиньша с Георгием Свиридовым. Композитор даже приглашал будущего маэстро на чай.
Неожиданно обнаруженная в наши дни первая симфония была написана Георгием Свиридовым на последнем курсе Ленинградской консерватории, где он учился у великого композитора Дмитрия Шостаковича. Более того, это произведение наряду с Концертом для струнных инструментов должно было стать дипломной работой выпускника — однако почему-то так и не было представлено публике.
«Может быть, симфония уже тогда завалилась в диван, и композитор ее просто потерял?» — предположил корреспондент «АН», беседуя с художественным руководителем Иркутской филармонии Мариной Токарской.
«Как именно и когда она оказалась в этом диване, сейчас никто не сможет сказать достоверно, — говорит музыковед. — Но я думаю, что в тот момент он посчитал ее менее удачной, чем концерт для струнных, а потом забыл о ней». Впрочем, Марина Токарская убеждена, что это вовсе не ученическое произведение, а настоящая полноценная симфония. «Музыка эта очень интересна, и не только как неизвестное раннее произведение большого композитора, — говорит она. — Это полновесная, добротная симфония с глубоким содержанием — явное свидетельство собственного языка и сформировавшегося видения и понимания музыки. Конечно, сейчас мы можем говорить о том, что в ней есть определенное влияние Шостаковича. И это неудивительно, ведь он был учителем Свиридова. Но, повторюсь, это полновесное достойное произведение, которое уже стало громким событием нашей филармонической жизни».
Словно подтверждение этих слов — отсутствие в кассе билетов. К сожалению, концертный зал может вместить лишь 450 человек. Именно они и станут первыми слушателями никогда ранее не звучавшего произведения великого композитора. Однако, по словам худрука филармонии, Первая симфония обязательно должна войти в репертуар симфонического оркестра и время от времени будет звучать в течение сезона.