Аргументы Недели → Культура № 36(527) от 15.09.16

ВЕНЕЦИЯ-2016: Призы как перфоманс

, 09:37 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и зрители! Закончился 73‑й Международный кинофестиваль в Венеции, и жюри объявило свои решения. Они в этом году оказались довольно причудливыми. Среди бесспорных – Серебряный лев или Гран-при фестиваля Тому Форду за фильм «Под покровом ночи», о котором я писал в прошлом номере. Что касается остальных призов, то Сэм Мендес («Красота по-американски») проявил себя больше как режиссёр перформанса, нежели как строгий олимпиец – председатель жюри.

Приз за лучшую режиссуру разделили Андрей Кончаловский, который представил на конкурс фильм «Рай», и Амат Эскаланте, о фильме которого «Необузданные» вы уже знаете. В частности, вы знаете, что фильм мексиканца посвящён исключительно тому, что находится ниже пояса. Он сочиняет настоящую киносарабанду с вариациями на эту тему. Причём секс между людьми кажется автору уже чем-то скучным – это дело отсталых пастухов. Продвинутые герои фильма совокупляются, часто с риском для жизни, а ещё чаще – ценой жизни, с животным, выращенным учёными из биомассы с щупальцами-хоботками, которые ласкают тётенек и дяденек, заползая к ним во все отверстия. Причём женщин животное любит больше, чем мужчин, потому что у мужчин «отверстий» меньше.

Игривость идеи разделить этот приз между Эскаланте и Кончаловским заключается в том, что фильм «Рай» – это как раз про то, что выше пояса! Кончаловский проводит свою героиню – прекрасную казачку, вышедшую замуж за русского князя уже в эмиграции, через круги фашистского ада. Сперва её жизнь во французской тюрьме даже не очень страшная – начальник парижской полиции далёк от идеологии сверхчеловеков. И когда героиню Юлии Высоцкой приводят к нему, то обвинение княжны в укрывательстве еврейских мальчиков для него не повод для репрессий. Тем более что княжна прозрачно намекает ему, что возможно приятное времяпровождение. Но вот незадача. Бойцы французского сопротивления убивают его на глазах сына. И княжну-казачку везут в концентрационный лагерь. Но наша княжна, которую мы уже полюбили, тётка фартовая. И в лагере её узнаёт во время инспекции куратор от SS – красивый молодой аристократ. Ведь до фашистского кошмара они «тусили» вместе на Лазурном берегу, когда казачка решила принять предложение князя.

Кадр из фильма «Рай» Андрея Кончаловского

Кончаловский снимает это ретро в стилистике любительского чёрно-белого кино. И создаёт великолепный эффект dolchevita, которая больше не вернётся никогда. Короче, аристократ обеспечивает ей сносные условия в концлагере и делает документы для выезда в Швейцарию. Но у казачки/княжны едет крыша, и она истерикует, объявляя аристократа сверхчеловеком. Аристократ в шоке, он как раз хотел увезти замученную русскую княжну/казачку в прекрасное завтра, в Швейцарию, и забыть про нацистское безумие. Не получилось. Он поручает отвезти возлюбленную в Швейцарию своему другу. А сам остаётся в лагере, чтобы принять смерть как дар, как избавление от рухнувшей жизни. Но и героине Юлии Высоцкой Швейцария не светит. У неё совсем другая участь. Выше пояса.

Про золото вообще «молчу». То есть очень громко говорю. Все фестивали, где появляется филиппинец Лаврентий Диас (в Венеции в конкурсе – «Пропащая тётка»), ему дают золото. И это ещё один повод задуматься о призовом перформансе. Ведь Диас привёз в Венецию самый длиннющий фильм (почти 4 часа). Источник в жюри, которого не могу назвать, сообщил, что председатель настоял на этом фильме. Аргументация – ради такого кино и существуют фестивали.

Нет, дорогой Сэм Мендес! Для того чтобы поддержать кино длиной 4 часа (а в Берлине Филиппины выдали в конкурс 8 часов!), не нужен медийный ресурс кинофестивалей. Кинотеатры всё равно никогда не возьмут это в прокат. Это для киноклубов, для специалистов или фанатиков. Использовать фестивальный медийный ресурс «на ветер» образец американской тупости. Призы фестивалей нужны для того, чтобы артмейнстрим получил большее количество экранов за счёт бесплатной рекламы во всех СМИ. АртМейнстрим! Не маргиналы! У которых не будет никакого проката. Мендес, ты не прав!

Ещё два слова о великолепном фильме Паоло Соррентино «Молодой римский папа», показанном в Венеции вне конкурса. В роли папы-реформатора выступает Джуд Лоу. Это первая серия телесериала, но абсолютно композиционно законченная. А папа – Джуд Лоу положительно прекрасен. Соррентино – великий режиссёр. Он обратил на себя внимание фильмом «Великая красота», где Рим и Ватикан предстали перед нами как чудо из чудес. Потом был фильм «Молодость» с Харви Кейтелем и Майклом Кейном в главных ролях. Не фильм, а послание человечеству. И вот сейчас итальянский режиссёр взялся «за святое» – за римского папу. В исполнении Джуда Лоу этот папа ой как не прост. И ветхие стихии в резонансе с ним. Он подымает руки грозе на балконе собора святого Петра – и гроза прекращается. Он закрывает глаза – и появляются ангелы. Он открывает глаза – и исчезают демоны. Причём фильм снят не в Ватикане, а в специально сооружённом для съёмок АртВатикане. То есть ребята текстов со Священным Престолом не согласовывали. Короче, для меня Джуд Лоу всегда был актёром «первой линии». После этого фильма маэстро Соррентино он для меня теперь – античный бог, сошедший на землю.

Пока дистрибьютора в России нет, но как только появится, мы вас проинформируем через газету. Этот фильм пропустить нельзя.

А теперь я прощаюсь с вами, дорогие читатели и зрители. До встречи в октябре, когда я расскажу вам, чем же нас порадовал Римский кинофестиваль.

Пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram