Аргументы Недели → Культура № 35(526) от 08.09.16

Венеция–2016: Состязание лидеров

, 09:17 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и зрители! В сложное положение поставили отборщики международного кинофестиваля в Венеции в этом году высокое жюри под руководством Сэма Мэндеса («Американская красота»). Фильмов, претендующих по праву на золото, собралось на удивление много. А те, которые ходят в лидерах у интернационала критиков, иногда запузыривают такое, что от увиденного просто крыша едет. Неподготовленному зрителю такое смотреть не рекомендуется, лучше прочитать.

Мексика даёт прикурить

Например, фильм уроженца Гуанохуато Амата Эскаланте «Необузданные» рассказывает историю в жанре ненаучной фантастики, в котором главным двигателем сюжета является вожделение. Жертвой его становится красивая девушка, которая в первых кадрах фильма получает удовольствие от совокупления с хоботом, принадлежащим (пока) непонятно кому. Потом она бредёт к своему мотоциклу, придерживая рукой кровоточащую рану в боку. Её дезинфицирует молодой красивый доктор, который удивлён, что такую глубокую рану могла нанести собака (это версия девушки). Вскоре они подружатся, и, узнав, что он любит секс, героиня предлагает ему интересные новые ощущения.

Между тем у героя есть бойфренд, который является мужем его сестры. Не получая удовольствия от секса со своим мужем, она едет к своим родственникам – учёным, которые живут на удалённом хуторе и экспериментируют с биомассой. И вот они отводят свою племянницу в пристройку, где она располагается на матрасе, к которому ползут, как змеи, хоботы такой вот биомедузы, оплетают её, заползают в неё и доставляют ей неслыханное удовольствие. Между тем её муж отрывается по полной программе с её братом. А когда брат исчезнет, она найдёт в его квартире телефон с эсэмэсками, в которых он угрожает надраить ему задницу, если доктор не придёт на свидание.

Тем временем голое тело доктора находят пастухи в какой-то луже, он в коме. Экспертиза показала изнасилование и тяжёлые травмы головы. Не зная, что красивая девушка привезла доктора к животному, чтобы он испытал настоящий кайф, и что животное мужчиной осталось недовольно и покарало его, героиня думает нехорошее на своего мужа, так как прочитала записи в телефоне. И она, дважды злая: за брата, превращённого в овощ, и за измену, сдаёт мужа в полицию. Красивая девушка переезжает к ней, чтобы помогать с детьми, чувствуя свою вину. Между тем муж сидит в тюрьме, но родители продают дом и на вырученные деньги выкупают его оттуда. Он возвращается домой и навещает жену, пытаясь помириться, но она непреклонна. Тогда он неудачно в неё стреляет, попадая в себя. Он просит о помощи, и она погружает его в грузовичок и везёт на знакомый хутор. Затаскивая его в пристройку с животным, она понимает, что отсюда ему живым уже не уйти. Животное вообще вошло во вкус и накануне убило красивую девушку, которой ещё раньше нанесло глубокую рану. Учёные заворачивают её тело в целлофан и сбрасывают в пропасть. Очень оптимистический финал.

Прокручиваешь фильм, закрыв глаза, и думаешь: господи, что это было? Для того чтобы окончательно запутать зрителя, режиссёр вставляет эпизод, не имеющий отношения к сюжету, но, видимо, имеющий отношение к посланию фильма. На поляне рядом друг с другом совокупляются мыши и козы, змеи и зайцы и прочие твари. То есть герои от них мало чем отличаются, они – animals, животные. Типа так им и надо? Или послание фильма в лозунге «НЕТ ГЕНЕТИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТАМ!»? Но ведь уже «покоцанную» красивую девушку животное обратно не приглашало. Сама пришла. Стало быть, похоть сильнее инстинкта самосохранения. И фильм нас предупреждает, как это опасно. А заодно, как опасно изменять жене с её братом, пусть и хорошеньким. Наверное, для католической Мексики очень правильное послание. Но что это говорит «городу и миру» – вот вопрос.

Европа высоких чувств

А среди европейских фильмов на золото претендует на сей раз фестивальный любимчик Франсуа Озон с фильмом «Франц». Он делает сценарий по известному роману, сюжет которого возвращает нас в 1918 год, когда закончилась Первая мировая война. Героиня Анна навещает пустую могилу своего жениха Франца на кладбище провинциального немецкого городишки, откуда он родом. (Сам же Франц похоронен в братской могиле где-то в сырой французской земле.) И видит молодого незнакомца, явно не немца, который возлагает цветы на могилу Франца и роняет слезу. Оказывается, это француз Aдриан, который пытается познакомиться с доктором, отцом Франца, но тот прогоняет его, так как все французы для него убийцы любимого сына. Но невеста, которая живёт в семье доктора, находит возможность их познакомить. И Адриан, мотивируя свой приход, рассказывает, как они дружили с Францем, как ходили в Лувр, танцевали в кафе, играли на скрипке. Он ведь солист Парижской оперы. А Франц был скрипач-любитель. Весь этот прекрасный мир мы уже видим не в холодном чёрно-белом стиле немого кино, а в тёплой верированной гамме, но ещё пока без признаков цвета.

И родители Франца, «просмотрев» услышанное, не просто рады гостю, а хотят слушать его рассказы снова и снова. А проказник Озон делает такую картинку с двумя юношами, что мы даже начинаем подозревать, что у Франца и Адриана отношения были более чем дружеские. Но это обманка, потому что вскоре на поверхность всплывёт страшная тайна, которую Адриан расскажет невесте Франца. Родители так ничего и не узнают. Невеста будет хранить её в своём сердце. Получается, что послание фильма можно прочитать так: святая ложь лучше безобразной правды. Но не только. Это ещё и дань почтения аристократическим чувствам, которые стёрло колесо истории. То, что совершил Адриан, уже после Второй мировой было бы невозможно… Актёрские работы если и не безупречны, то очень эффектны, особенно хороша Рaula Beer, играющая невесту. Можно поздравить Озона – впервые он снял большой исторический костюмный двуязычный фильм (действие происходит в Германии и в Париже), и сделал это мастерски.

О другом прекрасном европейском фильме «Молодой римский папа» режиссёра Паоло Соррентино, показанном вне конкурса, я расскажу в следующем номере. А пока ещё немного про претендентов на «Золотого льва».

Америка атакует

В этот раз США отличились: в конкурсе уже 3 фильма, которые лидируют и у публики, и у критиков. Во-первых, фильм «Прибытие» режиссёра родом из французской Канады по имени Denis Villeneuve. Это опять на тему инопланетян. Они выставили свои колоссальные космические корабли, похожие на гигантские стручки от гороха чёрного цвета, в разных странах, в том числе в США, России и Китае. Они зависли в 10 метрах от земли (или моря). И если Китай и Россия объявляют угрозу первой степени и готовы с минуты на минуту применить против инопланетян ядерное оружие, то США пытаются вступить с инопланетянами в диалог. Хотя там тоже есть сторонники атаки, но есть и гуманисты, которые находят в одном из университетов профессоршу, специалиста по математической лингвистике языковых культур разных времён и народов (актриса Amy Adams). Они доставляют её к гигантскому стручку, и она оказывается внутри него, где земные законы притяжения перестают работать. Она снимает скафандр и смело идёт навстречу неизвестному и оказывается возле прозрачной стены.

Профессорша вступает в диалог с пришельцами, рисуя латинскими буквами своё имя и показывая жестами, что надпись – это её обозначение. Сквозь туман появляются инопланетяне, похожие на осьминогов. Они своими щупальцами пускают пыльцу, которая складывается в кружева рисунков. Профессорша в наземном лагере вооружённых сил пытается рисунки расшифровать. И уже близка к разгадке, но побеждает партия войны. Вслед за китайцами и русскими американцы тоже решают атаковать пришельцев. Но у профессорши есть интимный телефон руководителя Китая, который когда-то дал ей его в ООН, покорённый её выступлением. И она звонит ему. Китайцы дают отмашку назад, вслед за Китаем тормозят и русские. Американцам ничего не остаётся, как оставить пришельцев в покое. И они спокойно отбывают в мир иной без ядерной заварухи. Вот такая очередная голливудская залепуха на тему инопланетян. Октопусы (пришельцы) довольно смешно пускают пыльцу, но главное достоинство фильма в том, что мир на этот раз спасает не альфа-самец, а женщина-профессор. Что ж, очень прогрессивно.

А вот «ЛаЛаЛэнд», режиссёр Damien Chazelle, c прекрасной актёрской парой Райаном Гослингом и Эммой Стоун, точно войдёт в историю кино. Это мюзикл в стиле прекрасных 50-х из жизни около современного Голливуда, где героиня работает буфетчицей и ходит на кастинги, а герой, великолепный пианист, вынужден подрабатывать в ресторанах и на корпоративах. У них возникают чувства друг к другу, но эти чувства вступают в конфликт с призванием. Герой находит работу по душе в модном джаз-банде и по контракту должен постоянно быть на гастролях, а остальное время проводить в студиях звукозаписи. А героиня проходит кастинг на главную роль у модного режиссёра и должна ехать на съёмки в Париж. Свои чувства герои редко выражают при помощи разговорной речи, чаще танцуют и поют. А сцена после одной из вечеринок, когда они признаются друг другу в чувствах на фоне разгорающегося рассвета на голливудском холме с утопающим внизу в огнях LA, а потом пляшут и поют, снятая 8 минут одним планом, просто войдёт в историю кино как шедевр.

Райан Гослинг и Эмма Стоун в фильме «ЛаЛаЛэнд»

А какой потрясающий саспенс! Пройдёт пять лет, героиня выйдет замуж за другого парня. Но однажды войдёт с ним в бар и увидит возлюбленного Гослинга. И он увидит её. И сыграет их общую мелодию любви. А в это время на экране будет прокручиваться фильм, как сложилась бы их судьба, если бы они эти пять лет были вместе и он бы с ней поехал в Париж и стал папой её детей. И вот они вместе идут в этот бар, садятся. Монтажный стык. Рядом с ней не Гослинг (он играет последние ноты), а другой мужчина, её реальный муж. Глаза Эммы Стоун и Райана Гослинга встречаются. Они улыбаются друг другу. И в этой улыбке столько чувств и в то же время мудрости! Фильм настолько хорош, что наверняка ничего не получит. Нет в нём ни социальной проблематики, ни расширения сексуальных свобод. Герои и целуются-то всего пару раз. В нём повествования ведут в последнюю очередь диалоги, а в первую очередь песни, музыка и танцы. Наверняка жюри решит, что это великолепие не нуждается в призовой поддержке. Но посмотрим.

И третий фильм, который лидирует в соревновании за «Золотого льва» на сегодняшний день, – это «Ночные животные» Тома Форда. Если Джейку Джилленхолу («Горбатая гора»), который в этом фильме играет практически 4 роли, не дадут кубок Volpy за лучшую мужскую роль, я усомнюсь в профессионализме жюри. Его герой женится на красивой стерве, которая бросает его и лишает его ребёнка, делая аборт, потому что он слишком романтик, а она слишком прагматик. Она становится куратором выставок современного арта, человеконенавистническую сущность которого Форд выставляет в первых кадрах картины. На подиуме салона под модную мелодию трясут жировыми сумками крупные женские человекотушки, овевая себя веерами и сладострастно улыбаясь на сверхкрупных планах. Они же лежат на витринах, мимо которых проходят модники и модницы с бокалами.

На следующий день боссы хвалят кураторшу, так как её акция имела крутой резонанс. И вот она от бывшего мужа, который стал писателем, получает роман, в котором герои, попавшие в лапы ночных бандитов, обретают в фильме черты самой героини (Эми Адамс) и её экс-мужа (Джейк Джилленхол). Ночной кошмар развивается стремительно, но рассказывать его не буду, так как фильм выйдет у нас в прокат. Так что насладитесь им в кино. Могу заверить, что от героев Джилленхола глаз не отвести. Том Форд в очередной раз продемонстрировал виртуозное мастерство в работе с актёрами и стилистами. Фильм смотрится на одном дыхании.

В следующем номере я прокомментирую итоги 73-го Международного кинофестиваля в Венеции, который в этом году был очень урожайным на фильмы так называемой «первой линии». А увидеть звёзд на красной дорожке и в трейлерах конкурсных фильмов, интервью со звёздами и режиссёрами и узнать первыми, кто же получил золото, вы по традиции сможете в моей передаче «Тихий дом», которая выйдет на Первом канале в субботу, 10-го сентября в 23:50.

Пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram