Большой умеет удивлять. Прошло всего два месяца, как Сергей Филин стал художественным руководителем Молодёжной программы балета главного театра страны. И вот первый концерт, который прошёл 29 мая на Новой сцене. Свои работы показали девять начинающих хореографов, каждого из которых любители балета принимали очень тепло и порой даже слишком эмоционально. Крики «Браво!» не стихали весь вечер, а по окончании концерта на артистов обрушился шквал аплодисментов. Конечно, для Большого это не редкость, но такое бывает всё же не всегда.
Посмотреть дебют Молодёжной программы собрались настоящие ценители балета – самые строгие театралы. Зал был полон, случайных зрителей почти не было. Удивительно, но этим вечером в Большой пришло совсем немного журналистов. Этому есть несколько объяснений. Либо наши коллеги, как говорится, «опять всё проспали», либо в театре решили перестраховаться на случай возможного провала эксперимента. Зря. Получился прекрасный и неожиданный спектакль. Балетоманы всей страны заслуживают того, чтобы увидеть по ТВ хотя бы его фрагменты.
Впрочем, сам Сергей Филин не считает первый концерт каким-то итоговым отчётом о проделанной работе. Всё же прошло ещё слишком мало дней, после того как в Большой спустя долгое время вернулась мастерская хореографов. По словам худрука, главное – найти новые лица: предоставить участникам программы возможность перенимать опыт ведущих хореографов мира, которые ставят в Большом; работать с артистами театра, вдохновляясь их талантом и профессионализмом. И наконец, демонстрировать свои творения на главной сцене страны. Согласитесь – это уже немало.
Что ж, дебют удался. Жарким майским вечером новые лица действительно были найдены. Конечно, балет не спорт, и тут невозможно стать чемпионом, но можно заслужить любовь зрителей. Поэтому из 12 очень разных по продолжительности и эмоциональному воздействию номеров хочется выделить несколько: «Серенада» в постановке Артемия Белякова, «Прятки» Софии Лыткиной, «La Folia» Константина Семёнова.
Однако в концерте доминировали три работы. Прежде всего «Парад» на музыку Эрика Сати в постановке примы Большого Марианны Рыжкиной. Это не первая её работа в качестве хореографа. Марианна является доцентом кафедры хореографии в Российском институте театрального искусства. Получившийся очень динамичным «Парад» открывал трёхчасовой концерт. Выступать вначале – задача непростая для любого артиста. Публика ещё не разогрета и обычно реагирует вяло даже на блестящие номера. Но в этот раз всё было по-другому: с первых минут из зала зазвучали овации без всякой поддержки клакеров.
Поразил ведущий солист театра Андрей Меркурьев. В его постановке зрители увидели номер «Плач» на музыку Армана Амара. Он начался со всем знакомых восточных сцен и мелодий, но постепенно музыка и танец сплелись в какую-то единую субстанцию, уносящую зал чуть ли не на небеса. Такой эффект бывает в балете нечасто. В этот раз многие зрители если и не вознеслись окончательно, то уж от земли оторвались точно.
Но больше всех удивил жизнерадостный Иван Васильев. Настоящая звезда русского балета. Ещё недавно казалось, что его амплуа – лишь делать сложнейшие тройные прыжки выше всех, да ещё и с бокалом шампанского, как на знаменитом открытии Олимпиады в Сочи. Однако Иван снова прыгнул выше всех – теперь уже молодых хореографов. Он представил настоящий одноактный балет под названием «Любовь есть везде». Причём перед представлением сам очень трогательно прочитал стихи.
Несмотря на то что действие балета на музыку Игоря Стравинского происходит в больнице или даже в сумасшедшем доме, он получился очень весёлым, совсем не скучным и уж точно не мрачным. Видимо, даёт знать о себе характер начинающего хореографа. Его не спрячешь, даже в отделении для буйно помешанных, и никакие санитары не смогут зафиксировать энергию Ивана.
Так или иначе, но время покажет, получатся ли из новых балетмейстеров, представленных в Большом, новые Петипа или Григоровичи. Сами устроители концерта считают, что это не является их целью. Мол, интерес лишь в том, чтобы найти новые творческие индивидуальности. Однако, как это часто бывает, великое вырастет из малого. Главное – не останавливаться в самом начале или на полпути. Похоже, в Большом это понимают многие. Как заявил ТАСС нынешний руководитель балета Большого театра Махар Вазиев, «на самом деле идея замечательная. Прекрасно, что удалось восстановить работу с молодыми хореографами. Успехи в балетмейстерском искусстве достигаются практикой. Будем стараться чаще делать вечера современной хореографии. Тогда, может быть, появятся новые балетмейстеры. Должны появиться».