Аргументы Недели → Культура № 15(506) от 21.04.16

Джазовый салют Олегу Лундстрему

, 08:55

30 апреля в Международный день джаза в Доме музыки в пятый раз состоится фестиваль «Все цвета московского джаза». В этом году программа концерта посвящена 100-летию со дня рождения Олега Лундстрема. Мы встретились с продюсером и художественным руководителем фестиваля, народным артистом России Анатолием КРОЛЛОМ.

- Анатолий Ошерович, знаю, вы были знакомы с Олегом Лундстремом. Скажите, какие воспоминания у вас остались об этом человеке?

– С Олегом Леонидовичем я впервые встретился, когда был ещё совсем молодым. Но он не смотрел на меня сверху вниз, отнёсся ко мне очень уважительно. У нас сразу завязались творческие и дружеские отношения. В то время я руководил оркестром в Тульской филармонии, имевшим репутацию настоящего джазового университета. И многие мои музыканты, достигнув определённого уровня, проявляли интерес к оркестру Лундстрема, гремевшего тогда на всю страну, а попав туда, занимали лидирующие места.

Олег Леонидович приходил на все мои «молодые» юбилеи, очень трогательно меня поздравлял. Он был по-настоящему интеллигентным человеком. Даже если кого-то и критиковал, то всегда заслуженно и без злобы. Он умел ко всем музыкантам повернуться лицом не только во время концерта, но и в повседневной жизни. Всегда старался помочь, хотя у него самого была непростая жизнь, особенно в первые годы после его возвращения из Шанхая. Прежде чем основаться в Москве, он работал в Казани, где окончил консерваторию по классу скрипки.

– Фестиваль в этом году задуман вами как парад биг-бендов.

– Совершенно верно. Идея фестиваля – представить созвездие лучших джазовых оркестров России. Откроет фестиваль выступление оркестра имени Олега Лундстрема. Затем на сцену выйдет мой «Академик-бэнд». Его сменит большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова. В качестве специального гостя выступит лауреат первой премии Международного конкурса Гнесин-джаз оркестр Классической академии имени Маймонида под управлением замечательного дирижёра и тромбониста, аранжировщика Павла Овчинникова. Программу концерта мы ассоциировали с Олегом Леонидовичем, с его предпочтениями, его любимыми музыкальными темами, поэтому каждый коллектив, сохраняя своё творческое лицо, исполнит музыку, близкую Олегу Леонидовичу, поклонится маэстро.

– Отличаясь друг от друга почерком, лицом, стилем, оркестры, думаю, будут хорошо дополнять друг друга.

– Конечно. Оркестр Олега Лундстрема – это коллектив многопрофильный, но играющий главным образом классическую джазовую музыку. Очень популярный, ведущий активную гастрольную деятельность оркестр Петра Востокова экспрессивно и по-новаторски работает в традициях старого джаза. Мой оркестр очень разноплановый, мы играем как классический джаз, так и современный. Например, на этом концерте мы исполним композицию, написанную на основе пьесы Олега Леонидовича «Этюд для джаз-оркестра», но сыграна она будет в духе новаторского, современного джаза. Так что все оркестры разные, но они исполняют музыку, остающуюся в берегах внятного джаза.

– Будут ли в программе какие-нибудь неожиданности, сюрпризы для публики?

– Первое отделение завершит совместное выступление оркестра Лундстрема и «Академик-бэнда». Наш дабл-бэнд сыграет попурри из любимых Лундстремом мелодий Дюка Эллингтона, перед которым Олег Лундстрем преклонялся. Завершит концерт выступление уникального сводного оркестра ALL STAR GRAND BAND, состоящего из всех четырёх биг-бендов. Это должен получиться настоящий джазовый салют, посвящённый Олегу Леонидовичу.

– Фестиваль ко Дню джаза пройдёт в пятый раз. Прижилась ли эта традиция, ощущаете ли вы, что люди приняли этот праздник?

– Мне кажется, да. География городов России, в которых проходят концерты ко Дню джаза, постепенно расширяется. Я уже в пятый раз при поддержке «Аргументов недели» провожу этот фестиваль в Доме музыки. И ощущаю большой общественный отклик. Например, в этом году, ещё до того как информация о фестивале появилась в прессе, почти половина билетов уже была распродана. То есть публика очень ждала фестиваль. Я невероятно ценю это доверие зрителей к моим проектам. Люди доверяют мне, поскольку знают, что на моих фестивалях всегда будет представлено теплокровное джазовое искусство. Перед каждым концертом выхожу поприветствовать зрителей и вижу в зале много знакомых лиц. У меня возникает чувство общности с этими людьми, ощущение, что все мы из одной большой музыкальной семьи. Это очень дорого. И самым страшным для меня было бы – хоть в чём-то разочаровать свою публику

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram