Екатерина ОЛЬКИНА не из тех актрис, кто в одно прекрасное утро «проснулся знаменитым». Поначалу снималась в эпизодах: «Сталин. Live», «Слуга государев», «Морозов», «Мент в законе»... Но уже в 2009 году Кате предложили главную роль в мелодраме «Течёт река Волга». Дальше крупные роли пошли у актрисы одна за другой: «Столица греха», «Зверобой», «Пока станица спит», «Семейный альбом». Недавно на Первом канале закончилась демонстрация сериала «Однажды в Ростове», где Екатерина сыграла очередную главную роль. События в фильме начинаются с расстрела рабочих в Новочеркасске в 1962 году.
- Катя, что вы знали о трагических событиях в Новочеркасске до съёмок?
– Что я могла о них знать, откуда? Из уроков истории в школе? Мы это не проходили, всё было засекречено. От родителей? Моя мама родом из Архангельской области – до тех мест народная молва о расстреле не доходила. В общем, когда я прочитала сценарий и узнала о новочеркасской трагедии, она стала для меня колоссальным потрясением. Особенно шокировал тот момент, когда солдатам приказали дать предупредительный залп поверх голов, и пули попали в мальчишек, которые следили за происходящим с деревьев. Дети посыпались с них как яблоки… Я была уверена, что это выдумка сценариста. Каково же было моё удивление, когда во время съёмок в Новочеркасске к нам подходили бабушки и рассказывали, что всё так и было.
Моя героиня Нина Полетаева не способна отвечать злом на зло. Её отцу, которого играл выдающийся актёр Богдан Ступка, удалось посадить в душе Нины зерно христианской морали…
– С Богданом Ступкой у вас довольно много сцен в картине. Чему он вас научил на съёмочной площадке?
– Он с первых же секунд знакомства принял меня в свою «семью кинодетей». Володя Вдовиченко и Алёна Бабенко, сыгравшие главные роли, были его детьми в «Тарасе Бульбе» и «Водителе для Веры» соответственно. Богдан Сильвестрович сразу стал звать меня на украинский манер Катрусей. Но он никогда не позволял себе даже мельчайшего совета мне на съёмочной площадке. К сожалению, прекрасно сыгранная роль Петра Полетаева стала одной из последних Богдана Сильвестровича…
– Почему?
– У нас был главным знаменитый режиссёр Константин Павлович Худяков. И Богдан Сильвестрович его слушался, как студент. К окончанию съёмок он приехал после операции. Похудел к тому моменту на 15 килограммов и был очень слаб. Я даже боялась его сильно обнимать в кадре. Мне все говорили: «Катя, осторожнее!»
– Вы много снимаетесь в исторических картинах, в частности, о событиях из советской эпохи. Значит, у вас внешность или типаж – «не от мира сего»…
– Я действительно не чувствую себя на сто процентов современным человеком. Ещё мой мастер в ГИТИСе говорил: «Олькина, ты слишком поздно родилась. По своему мышлению, внешнему виду, образу. Родись ты на 50 лет раньше – цены бы тебе как актрисе не было». Да, мне часто предлагают сыграть роли советской эпохи. Внешность? Не знаю, но мне говорили, что, когда Константин Павлович Худяков выбирал актёров ещё на уровне фотографий, увидев моё фото, он сказал второму режиссёру: «У неё нет распутства в глазах! Вызывай на пробы».
Хотя, например, в сериале израильского режиссёра Леона Прудовского «Семейный альбом», где действие тоже происходит в конце 50-х – начале 60-х годов, моя героиня очень отличается от Нины Полетаевой. Она такая беспечная принцесса в семье, мечтает стать актрисой, при этом бездарна, правда, неплохо поёт…
– Когда снимаетесь в другой эпохе, интересуетесь бытовыми вещами: как люди носили платья, как ходили. Есть же разница, верно?
– Конечно. На «Семейном альбоме» у нас был прекрасный художник по гриму Сергей Сирин. Он мне делал невероятные причёски! Сначала под Грейс Келли, затем я стала Одри Хепбёрн. А в конце съёмок я была настоящей Софи Лорен! И в этом образе на меня надели узкую юбку-карандаш, и Серёжа рассказал, как Софи Лорен вырабатывала свою знаменитую походку. Ей делали длинный коридор из небольших комодов и выдвигали все ящички. И она должна была во время прохода бёдрами закрывать их все, представляете?! Может, то была байка, но я таким же образом обучалась искусству дефиле. Ведь юбка-карандаш провоцирует на определённую походку. Невозможно широким мужеподобным шагом топать в такой юбке. Тем более на каблуках.
– В картине «Ночные ласточки» отрабатывать походку Софи Лорен необходимости не было. Зато вы, наверное, подружились с авиацией?
– Я с ней давно дружу. Мои папа и мама закончили авиационный институт в Самаре. Мама потом работала в ЦСКБ, проектировала ракеты. Папа стал инженером и обожает авиацию до сих пор, для него лучший подарок – какой-нибудь фильм про лётчиков. Родители были в восторге от того, что я снималась в «Ночных ласточках». Они мне много рассказывали про «уточки» (ПО-2 или У-2). Для каждой лётчицы самолёт был первый друг, боевой товарищ. Они рисовали на его обшивке какие-то свои знаки, символы. Мы на «уточках», конечно, не летали, все съёмки полётов выполнялись с помощью компьютерной графики и в стоячем самолёте. И я вам скажу, даже в таком положении у нас всё равно захватывало дух!