Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 23(161) от 11.06.2009

Нам никто никогда не помогал

, 17:13

Телевизионные шоу «Две звезды» и «Танцы со звездами» обрели невиданную зрительскую популярность. У экранов собирается многомиллионная аудитория, чтобы посмотреть на любимых героев и послушать замечательную музыку в исполнении «Фонограф-Джаз-Бэнда». К счастью их великолепно слышно, но, к сожалению, очень мало, а в «Танцах» так и вовсе, не видно. Как так получилось и кто в этом виноват, а также, что вообще со всем этим делать, мы пришли получить ответ у заслуженного артиста России, Сергея Жилина — джазового пианиста, аранжировщика, дирижера, немного (с его же слов) композитора и бессменного руководителя популярнейшего оркестра.

 

-        Здравствуйте, Сергей! Как вы сами называете то, что делает «Фонограф — Джаз - Бэнд» на телешоу?

-         Мы являемся музыкальным наполнением, а я являюсь музыкальным руководителем.

-        Как получилось, что выбрали именно вас?

-        Как-то Юрий Аксюта, руководитель всего музыкального действа на «Первом», сказал, - «Сергей, ты знаешь, мы тут решили, что ты играешь все, что играется». Может быть поэтому.

-        Вот так выглядело приглашение?

-        Приглашение? Не помню. Со мной встретился главный режиссер канала, мы с ним поговорили и стали работать. Вот и все приглашение.

-        Живая музыка это модный телевизионный пафос?

-        Нет! Это необходимость! На мой взгляд, живая музыка это то, что всегда должно быть на канале. Фонограмма, она мертвая. Пластмассовая. Да и далеко не всегда хорошего качества. И никаких положительных эмоций она не вызывает.

-        Бытует мнение, что при живом исполнении нельзя добиться необходимого качества звучания?

-        Можно! Но главное, это эмоциональное состояние, которого никакой фонограммой не добьешься. Если фонограмма, к примеру, пишется сразу, без наложений, то ее содержательность, это состояние тех исполнителей, которые находятся в данный момент в студии. Если фонограмма пишется наложением, то это те состояния, которые набираются в процессе наложений. То есть я имею в виду, что сегодня пришел один человек и наиграл партию баса, потом другой партию гитары, третий соло саксофона, вокалист спел. Но это было тогда! А концерт то сегодня! И исполнитель должен сымитировать то состояние, которое было при записи. И начинается издевательство. Над собой и публикой.

-        Участие в шоу «Две звезды» это, по сути, концертное выступление?

-        А как же? Программа снимается в прямом, живом эфире. Там нет «стопов», нет остановок.

-        В чем ценность подобных телепроектов?

-        Это такая развлекательная история, которая нужна, наверное, для того, чтобы отвлекать людей.

-        От чего отвлекать?

-        От повседневных сложностей. От личных проблем.

-        От кризиса?

-        Ну, я этого не говорил (смеется).  В данном случае и от этого тоже.  Главное, чтобы люди просто смотрели и следили за перипетиями, которые возникают в шоу. Например, недавно Лена Воробей, несогласившись с оценками жюри, притом выставленными не ей, а другим, хотела уйти. И все это в прямом эфире. Ей говорят — Лена, как же так, тебя же и жюри поддержали и зрители. А она — нет, я ухожу. Почему? Потому что считаю не честным и не правильным, когда среди участников-непрофессионалов, есть исполнители, занимавшиеся до шоу бальными танцами.

-        Кто делает аранжировки? Вы?

-        Я сам не в состоянии сделать такое количество материала. У нас есть два человека …

-        А нам, зрителям, кажется, что все просто. Стоит Сергей Жилин, в белом фраке, дирижирует и музыка идет.

-        Ну, вот смотрите. В одном шоу около 120 и в другом около 150 единиц музыкального материала. А сделать все это нужно за достаточно короткий промежуток времени. И тут нас спасает налаженная структура, мы - эдакий завод по производству музыки, если так можно выразится.

-        Маленький заводик Сергея Жилина по производству музыки!

-        Именно музыки. Не нефти, а музыки. У нас есть два аранжировщика пишущих очень правильно и точно. А от этого много зависит. Грамотную аранжировку один раз репетируешь, второй можно смело играть на запись.

-        А звезды дают советы? Лезут в аранжировку?

-        Я считаю, что звезды на небе. А есть профессиональные исполнители, есть публичные люди.

-        А как вы называет тех, кто на сцене?

-        Исполнители.

-        Исполнители дают советы по поводу аранжировок?

-        Конечно. У них существуют свои взгляды и мнения. Мы их вместе рассматриваем. Я тоже не молчу.

-        Кто самый требовательный?

-        Самый требовательный я.

-        А из исполнителей?

-        Очень ответственно относится к своей работе Дима Певцов. Очень ответственно! Они придумывали с Зарой произведение, в котором было сразу три песни. Так там даже каждый промежуточек был поставлен, все было продумано. Виктор Петрович Елисеев произвел очень хорошее впечатление. И в общении, и, что самое главное, в работе. Конечно, Михаил Захарович Шуфутинский…

-        Где проходят репетиции?

-        У нас на репетиционной базе.

-        Были какие-нибудь курьезы?

-        Когда прогоны начинаются в десять утра, а заканчиваются в одиннадцать вечера, вот

это самый большой курьез.

-        Я где-то читал, что участники разогреваются коньячком. Как не быть курьезам!

-        Это индивидуально. У вокалистов, я слышал, связки расширяются. Мы себе не позволяем.

-        А на чем же тогда держитесь, стоя по 12 часов?

-        На чувстве ответственности. Плюс, мы так наладили работу, что ко второй программе никаких задержек не было.

-        А как вы, интегрированный в процесс человек,  относитесь к оценкам, которые дает жюри?

-        Практически всегда согласен. Например, Марк Тишман с Нонной Гришаевой пели «Ноктюрн» Бабаджаняна. И кто-то из жюри, не помню кто, сказал, что не получилось это произведение. Как хорошо и красиво ими же была исполнена  песня «Пароход» Утесова, настолько же «Ноктюрн» не произвел впечатления. А я намекал Марку еще во время репетиций, что номер получается не лучший. Ну, как намекнул? Чтобы, не дай Бог, не разбить человеку сердце. И когда им вместо привычных для них 40 баллов поставили 37, я был полностью с этим согласен.

-        Кто из членов жюри, на ваш взгляд, самый принципиальный?

-        Мне кажется Матвиенко. Ну, и, безусловно, Крутой.

-        Помните, был Малахов в жюри?

-        Это было смешно.

-        Смешно?

-        Да, конечно. Ведущие попросили его самого что-нибудь спеть. Он, надо отдать ему должное, не испугался, но это было весело! Андрей публичный человек. Большой профессионал в своем деле, безусловно. Но, что касается шоу, странно было слышать его суждения по поводу Шуфутинского или, например, Елисеева…

-        И после этих замечаний Малахова приглашать в жюри больше не стали.

-        Не знаю с чем это связано. Но, думаю, он своим появлением еще более повысил и без того высокий рейтинг программы.

-        А вам не кажется, что в жюри берут людей, которые в основном восторгаются исполнителями и лишь иногда их журят. А принципиальный и подчас резкий, подобный Малахову, не нужен, мешает, портит картинку.

-        Дело не в том, что он резкий и принципиальный. Он тоже ставил хорошие оценки. Дело в том, что Малахов специалист в другой области.

-        Хазанов, вроде, тоже.

-        Геннадий Викторович, как раз, оценивал увиденное по своему внутреннему ощущению. А профессионалы Матвиенко и Крутой говорили о музыке.

-        Как вам литературное судейство Резника?

-        (смеется) Его четверостишья всегда к месту. Практически всегда. К тому же такие живые и интересные.

-        Разве это правильно, что в тот момент, когда член жюри должен думать о том какой бал поставить, Илья Рахмиэлевич находится в творческих потугах?

-        Ну, нельзя же все время думать о том, какую поставить оценку. Знаете, когда выходят исполнители и начинается номер, уже с первых тактов все понятно. Однажды Резник был у меня на концерте. Минут через десять он попросил слова и прочитал стихи. Они были написаны на салфетке!

-        Вдохновили человека. А ведущие певческого конкурса вас вдохновляют?

-        Я очень люблю Таню Лазареву. Мы с ней пересекаемся в разных проектах. И мне очень нравятся ее искрометность, мобильность и высочайшее чувство юмора.

-        Ни для кого не секрет, что Собчак и Канделаки еще те перцы.

-        Ну, в общем, да. Они, мне кажется, играют оговоренные роли.

-        Вам не показалось, что первые программы были уж очень хамскими?

-        По отношению к кому?

-        Ведущие между собой. К Лазаревой. Запредельное хамство.

-        Я, к сожалению, не все реплики ведущих слышу. Они от меня достаточно далеко. Но с какими-то вещами согласен. Повторю, мне кажется, что была поставлена задача. Не хочется говорить про прекрасный пол такие слова, но кому-то пришлось сыграть роль стерв.

-        Сыграть? Жаль, что Лазарева испытала на себе весь этот гнет.

-        Это как слону дробина. Она же все прекрасно понимает и отвечает им не менее, так скажем, жестко.

-        После того как уходят зрители, и гаснет свет, шоу продолжается? Знакомые рассказывали о грандиозных коллективных попойках.

-        Иногда коллективных, иногда индивидуальных, иногда дуэтами. По-разному.

-        Тогда давайте конкретней. Как заканчивается шоу «Две звезды»?

-        Ну...в общем...каждый решает сам. Прошедшая съемка совпала с пятидесятилетием Юрия Аксюты и отмечали. Было.

-        Хочется надеяться, что силы на основную деятельность — джаз, у вас остаются.

-        Это больше чем основная деятельность. Это наша жизнь. Вышел юбилейный альбом, посвященный 25-летию. Есть программы: «Во имя любви» - собственное изложение хитов поистине легендарной группы «Earth, Wind & Fire» («Земля, Ветер и Огонь») ;  «Мамбо-джаз», - джаз-роковая программа, «Чайковский in jazz new», «Мир диксиленда». Есть планы создать программу «Посвящение Москве». В процессе создания «Поп-джаз». Это будет современная битовая музыка, когда можно как слушать, так и танцевать. Участие в телепроектах, как бы тяжело это не было, дает нам возможность существовать. Ведь оркестру никто никогда не помогал. Не было ни спонсоров, ни государственной поддержки. Так что все заработанное вкладываем в свои же проекты. Так и живем. 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram