Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

Цирк на льду в новой версии

, 14:03

В Московском цирке Никулина на Цветном бульваре состоялась премьера программы «Цирк на льду (новая версия)». Зрители увидели артистов на коньках и совершенно новое ледовое покрытие.

Когда зрители приходят смотреть цирк на льду, первое, что они видят -  это лёд. Опоясанную световой рампой ледовую арену. Лёд завораживает. Его блеск притягивает взгляды и настораживает прохладой, холодной монументальностью. Что касается «цирка на льду», то он давно уже стал нашим российским брендом, как «русская водка». Мы и в самом деле можем гордиться, что почти полвека назад в нашей стране, благодаря таланту и выдумке циркового режиссера Арнольда Арнольда, родилось это новое направление.

Сегодня пластик, на котором выступают артисты Московского  цирка на льду в цирке на Цветном бульваре, внёс в программу свои коррективы. Состыкованные белые прямоугольники напоминают пол - мозаику варьете. Нет хруста льда под лезвиями коньков. При прыжках - деревянный стук, при правильном скольжении - тишина. Замена световой рампы на положенные вокруг пластика манежа световоды несколько обеднила световую палитру, зато внимание зрителей не акцентируется на замену льда пластиковым покрытием. Это, действительно, новая версия «Цирка на льду».

Вообще, к ледовым артистам привыкли подходить с определёнными критериями, оценивать их по законам жанра. Например, лёд требует движения, динамики. На нём нельзя стоять. А значит, продолжительность номеров сокращается. Пластиковое покрытие, оставив артистам коньки, замедлило скорость скольжения. Хорошо, что это торможение уловили режиссёр-постановщик новой версии «Цирка на льду» О. Дружинина и хореограф-постановщик Л.Шевченко. Представление на новом покрытии вместо обычного льда получило новые мысли, свежие идеи, соединённые с творческой энергией режиссёра-постановщика и балетмейстера. Статика, появившаяся в новой постановке, оправдана. Ледовые номера создают ощущение полнометражности. По продолжительности они соответствуют номерам обычного цирка, что создаёт цельность восприятия.

Конечно, жёсткий отбор ледовых номеров, демонстрируемых в столице, сузил жанровое разнообразие. Нет силовых акробатов, эквилибра на першах или в гимнастов кольце, эквилибристов на руках, хула-хупов и ряда других. Но есть свои плюсы - в программе доминируют массовые номера: «Групповые жонглёры», «Геометрические фигуры», Вертушки, Скакалки, «Шоу велофигуристов». А наш цирк уже давно соскучился именно по массовым номерам. Кстати, отсутствие трюков в номере «Акробаты на шестах» компенсировали наличием интересными статическими комбинациями и хореографическими решениями.   

Сейчас в ходу и на слуху слово  «кризис». В цирке на льду он особенно ощутим в сложном жанре клоунады. Я не собираюсь высказывать претензии артистам, которых назначили изображать из себя клоунов. Ими заткнули брешь, бросили на амбразуру. Надо смешить, а смешить некому. И нечем. Нет режиссёров, мыслей, тем и это, к сожалению, повсеместно. Не так давно по Подмосковью под именем «мировых звёзд» ездил собранный на скорую руку «Цирк на льду». Слезами обольёшься, глядя на «весёлых» клоунов. Что ж, талантливые, яркие клоуны как и все гении, рождаются редко.

Но вернемся к никулинскому спектаклю. «Цирк на льду» давно не выступал под живой звук. Обычно все представление идет под фонограмму, которая звучит на всех выездных гастролях. В этом спектакле оркестр посадили на сцену, и он живо напомнил нам молодость, когда все номера шли в его сопровождении, и от звучания, темпа и акцентов музыкантов и дирижёра зависело очень многое.

Конечно, можно заностальгировать и вспомнить время, «когда деревья были большими», лёд - гладким, воздух - чистым, «когда мы были молодыми» и всё было лучше. Это так, да не во всем. В новом спектакле хочется отметить непривычную для цирка прошлых лет роскошь декораций (А.Нежный) и яркость костюмов (Е.Котова), а также, как и раньше - желание танцевать у балетных девушек, тёплый приём номеров зрителями, их радостные лица и искренние, дружные аплодисменты. Режиссёр-постановщик О. Дружинина поставила перед собой задачу возродить в «Цирке на льду» «дух голливудского варьете 30-х годов. С ведущим - конферансье, с красивыми мужчинами и женщинами, в роскошных декорациях и костюмах!». И успешно эту задачу решила. Хочется поблагодарить руководителя проекта «Цирк на льду» (новая версия) М. Никулина и руководителя коллектива «Цирк на льду» Н. Абрамову. А  цирку на льду пожелать успеха в любой версии!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram