Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Криминал № 41(179) от 15.10.2009

Ушел последний могиканин

Вячеслав Иваньков похоронен. Но дело его живет

, 20:03

Группировка была немногочисленной по сравнению, например, с солнцевскими, измайловскими и люберецкими. Да и начала работать еще задолго до формирования таких команд. Люди Монгола потрошили «теневиков», переодеваясь в форму сотрудников милиции, и жестоко пытали, вымогая у них деньги. Жертвами в первую очередь становились те, кто, по мнению налетчиков, боялся идти с жалобами в милицию.

Банду Монгола все-таки взяли. Но Иваньков тогда ушел от суда. Его арестовали позже и сразу дали срок 14 лет. При первой же ходке в зону он сразу был коронован.

 - Его коронация как вора довольно сомнительна, - рассказал «АН» один из ветеранов МВД, который непосредственно курировал деятельность таких людей, как Иваньков. - Дело в том, что сам Монгол считал, что Япончику еще рано рисовать звезды на плечах...

 - Ну и что? - объясняет один из воров в законе. - Другие же воры, кроме Монгола, Япончика признали. Если Монгол был против, он что, против воров пошел?.. И ничего странного нет в том, что его короновали на первой ходке, у Вячеслава уже слава была. Я знаю людей, которых короновали даже до первой посадки. Достойные люди, не апельсины какие-нибудь. А потом Иваньков своей жизнью доказал, что он вор и бродяга настоящий. Вообще люди из той когорты по понятиям старались жить...

Например, не жениться. Но у Иванькова есть внуки. Были и жены, с которыми он жил в гражданском браке. Реально он расписался в Америке с пианисткой Вилли Токарева - Ириной Олой, но правосудие США сочло тот брак фиктивным. Ола дала показания против Иванькова и исчезла по программе защиты свидетелей. Но до американской тюрьмы Вячеслав Иваньков добирался через советскую систему исправительных учреждений. Ходил по этапам не раз. Приход демократии в Советский Союз тоже встретил на отсидке. О его условно-досрочном освобождении активно ходатайствовали тогдашние народные депутаты, деятели культуры и искусства. И выпустили Япончика по УДО, правда, с подпиской о невыезде. Но он выехал из страны чудесным образом, как один из сотрудников съемочной группы фильма известного детского кинорежиссера, ныне покойного. Сначала в Германию попал, а оттуда перебрался в США, где так неудачно женился. Правда, у ФБР к Иванькову были претензии не только по этому поводу.

- Ассирийская группировка одна из первых в Союзе разработала схемы поставки наркотиков в страну, - рассказал «АН» один из действующих оперативников, - ассирийцы, если помните, работали в будочках по чистке и срочному ремонту обуви. Они и торговали анашой, потом героином. А дальше у братвы интересы стали распухать. Во время своего пребывания в США Япончик прощупал контакты с представителями колумбийских наркокартелей. И они достигли консенсуса. В результате в столицу одной из стран Южной Америки явились заслуженные люди из России - те же деятели культуры и политики. Там и засветились перед ЦРУ и ФБР во время «сходняка» колумбийских наркобаронов. Решался очень важный вопрос о превращении России из транзитной опиумной страны в страну - потребитель кокаина.

Договорились и о первой поставке в 14 тонн наркотика для Москвы, Питера и Киева. Пробным траншем запустили 600 кг морскими путями с пунктом назначения в сибирском Братске. Но этот груз перехватили в порту. После чего начался дефолт 1998 года, денег у людей поменьше стало, и наши отечественные бандиты не смогли даже разобраться с предоплатой. Проще говоря, колумбийских партнеров просто «кинули на бабки». После этого случая колумбийцы на несколько лет приостановили общение с россиянами. Но недавно контакты возобновились - как только у потребителей кокаина в России деньги появились. Я специально не называю здесь никаких фамилий, потому что эти люди живы. На похоронах Япончика их не видели. И вот почему. Сначала похороны Вячеслава Иванькова были назначены на 11 октября. Но представители СКП заявили, что им необходимо провести дополнительные медицинские экспертизы, чтобы переквалифицировать уголовное дело со статьи «покушение на убийство» непосредственно на «убийство».

 - На самом деле нам нужно было время, чтобы подготовиться к похоронам Япончика, - продолжает собеседник «АН», - ведь по зонам прошла «малява», по которой заказчиком покушения на Иванькова признали Тариэла Ониани (кличка Таро). Он сейчас находится в одном из столичных СИЗО по обвинению в вымогательстве 250 тысяч долларов и, кстати, выразил глубокое сожаление по факту смерти Иванькова и даже хотел бы появиться на кладбище, чтобы воздать усопшему последние почести. Но если Тариэл и в самом деле приговорен, ему легче всего было бы избавиться от своих врагов в тот момент, когда они соберутся все вместе. А где они соберутся все вместе? У могилы Иванькова, конечно. Помнишь взрыв на Котляковском кладбище, когда ветераны-афганцы между собой прибыли от льгот не поделили? Мы такого повтора допустить не могли. Поэтому и саперы работали, и за периметром кладбища плотное наблюдение велось. Кроме того, нам надо было срисовать всех, кто явится на похороны. Это же весь криминальный бомонд постсоветского пространства...

Бомонд на кладбище не появился. Воры всех обманули. Не приехал туда ни дед Хасан, ни Олег Муха, ни другие 35 подписантов воровской «малявы» - приговора Ониани. Венки от этих людей привезли люди малоизвестные, и подобных людей было около пятисот человек. Речей громких на кладбище не говорили. Молчали и расправляли на венках траурные ленты со словами: «Извини, что не уберегли» или «От Дедушки Хасана».

 - Обратил внимание, не от деда, а уже от дедушки, - продолжает собеседник «АН», - то есть Усоян теперь претендует на роль главы криминального мира. Воры вообще нас перехитрили, каким-то образом узнали о наших мероприятиях на кладбище и не явились. Но по понятиям должны были выразить свое уважение к покойнику...

Они и выразили. Только сделали это не под вспышками фотокамер и прицелами телеобъективов. Все произошло в частной клинике на Каширском шоссе, где умер Иваньков. По данным корреспондента «АН», на Ваганьковское кладбище гроб с телом покойного привез одинокий катафалк примерно в девять часов вечера 12 октября. Милицейское оцепление у кладбища и люди в штатском проверили документы и пропустили машину к церкви. Чуть позже стали подъезжать авторитетные автомобили с живыми людьми. Среди оцепления появились граждане тоже в штатском, но уже бандитской наружности и с ксивами ЧОПов. К двум часам ночи оживление возросло, гостей стало прибывать все больше, потому что отпевание было назначено на половину третьего ночи. Активизировались журналисты, которые попытались разглядеть, кто приехал на церемонию; активизировались и любопытные с явным криминальным прошлым, которые хотели приблизиться к высокому в своей профессии.

В ответ милиция и иже с ними тоже активизировались. По словам очевидцев, у одного из телеоператоров была сломана камера «бетакам» (стоимость - 75 тыс. долларов), от 12 до 15 человек были доставлены в одно из близлежащих отделений милиции Краснопресненского района Москвы. У журналистов оперативники интересовались, к какой оргпреступной группировке те принадлежат и сколько бандиты им «забашляли» за появление на похоронах Япончика. Потом, правда, отпускали даже без составления протоколов. В этом же отделении перед предстоящим погребением отдыхали люди из ОМОНа, которые задержанных у кладбища людей, не похожих на журналистов, отводили на три-пять минут в отдельный кабинет.

 - Понимаешь, - сказал мне один из коллег покойного, - что бы кто бы там ни говорил, что воровской войны не будет и она не коснется простых граждан, она будет. И будет очень жесткой и кровавой. В этой войне расклад простой: кто-то должен уйти, и только один - остаться...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram