Есть женщины в селеньях
Недавно мне довелось поговорить с одним абхазским вором в законе. И он сказал следующее: «Женщины - это совсем другое. У меня была тетка, ее рано выдали замуж, она работала по дому целыми днями, ожидая к вечеру усталого супруга. Тот весь день просиживал с друзьями в кофейнях или принимал участие в застольях. Домой приезжал измотанный. Жена, как и положено, грела ужин, мыла ему ноги, кормила, поила и укладывала отдыхать. А когда он засыпал, переодевалась в его черкеску, бурку, папаху, садилась на его коня и ездила грабить дома по соседним селеньям. Семью-то надо было кормить! Ее долго не могли вычислить. Когда поймали - дали пять лет. В те годы женские и мужские зоны были рядом, только разделялись колючей проволокой. Как-то один мужик из-за проволоки предложил ей поиграться». Она в ответ вытащила из рукава затесанный деревянный кол и убила наглеца. В общей сложности отсидела 12 лет. Это идеал женщины. Мужу она была преданна всю жизнь, вот в чем дело. У женщин, понимаешь, есть какой-то стержень в душе. Он не у каждого мужика найдется. И еще - они непредсказуемы, не вписываются ни в какие схемы!»
И в самом деле. Когда попадаешь на женскую зону, в первую очередь бросается в глаза не то, что все дамы, даже охрана, здесь ходят строем. И не серость тюремных нарядов. А то, что контингент заключенных делится на молодых женщин и убогих старушек в нарядах мышиного цвета.
- В основном все сидят за убийства, - говорят представители УФСИН. - Терпят-терпят своих мужей-пьяниц до последнего. А на седьмом десятке нервы у них не выдерживают. Кто за топор хватается, кто за нож. А здесь они доживают свой век и грехи замаливают. Какие из них лидеры преступного мира?..
По статистике ФСИН, в учреждениях содержится 68,2 тыс. осужденных женщин. При женских колониях имеется 12 домов ребенка, в них воспитываются около 800 детей. Среди заключенных женщин 80% - матери. Средний срок заключения в России - 5,5 года. Есть женщины (примерно 1%), которые попадают в тюрьму на каком-то сроке беременности и становятся матерями уже здесь, в тюрьме. В колонии детей у них отнимают и передают в так называемый ДМР (дом матери и ребенка), куда мать пускают только на пару часов в день.
В женских колониях среди заключенных не существует такой строгой иерархии, как в мужских. И еще - в отличие от мужчин у женщин холодильники в корпусах полупустые: к ним приезжают в основном матери с детьми. Мужья - крайне редко. А у большинства - вообще нет родных, которые могли бы их навестить.
- Журналистов, которые приезжают сюда, прежде всего интересует какая-то желтушная тема об однополой любви. Другие проблемы их мало волнуют, - говорят мои собеседники.
Ах, у любви...
На почве страстей, которые разгораются в женской зоне, иногда рождаются совместные преступные интересы. Оперативники вспоминают, как между дамами Н. и М. во время отбывания сроков вспыхнула взаимность. На воле они решили соединить свои судьбы. А основным видом «семейного» дохода избрали криминальный бизнес. В Москве и области создали целую сеть из десятков магазинов, которые поставляли дачникам семена и рассаду. Вот только большая часть товара была бракованной. За этой сладкой парочкой милиция охотилась несколько лет!
Именно страсти порой заставляют женщин-заключенных идти на нарушение режима или пытаться совершить побег. А про бунты в женских зонах России представители ФСИН припомнить не смогли. На территории бывшего СССР волнения в местах заключения женщин наблюдались в 2006 г. в Туркмении и Киргизии.
В Туркмении в ИТК №8 были стянуты полицейские подразделения. Причина бунта - ужесточение условий содержания, плохая пища, переполненность, антисанитария.
Бунт произошел и в женском следственном изоляторе в селе Вознесеновка в пригороде Бишкека. Акцию неповиновения организовали несколько женщин, находящихся под следствием. Чтобы успокоить взбунтовавшихся заключенных, в СИЗО был переброшен спецназ МВД Киргизии. Обошлось без жертв. По словам властей, акцию неповиновения организовали 40-летние осужденные наркоманки, которым перекрыли доступ к зелью.
Что касается России, то в Москве недавно прошла акция с требованием амнистировать всех беременных заключенных женщин, а их в колониях страны около 900.
Так или иначе даже в этих проявлениях неповиновения не наблюдается стальной руки воров в законе, которые обычно курируют массовые волнения в мужских зонах.
Одиночество и месть
...Рассказав знакомой правозащитнице Оксане о своей беседе с вором в законе, попросил собеседницу все же ответить, почему в женских зонах нет института воров в законе.
- Ну вам же правильно объяснили! Мы не вписываемся в мужскую логику. Женщины более коварны, более хитры, нежели мужчины. Но они - одиночки. Редко работают в паре с другой женщиной, хотя умеют организовать мужиков и способны разработать схему преступления. Но жить по понятиям, по воровским законам - не для нас. У нас свои законы - как выжить в одиночку, как отомстить мужикам. А мстят бабы жестоко и беспощадно. Что же касается воровских законов - то покажите мне вора, который их соблюдает от и до! Да ни меня, ни других авторитетных сидевших женщин ни один вор в законе к себе не подпустит! Потому что у нас есть что им предъявить. А вот ответить они не смогут...