Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Кино № 26(368) от 11.07.2013

Карловы Вары 48: Смотрим пальму

, 20:18 , Кинокритик, тележурналист

Многие годы МКФ в Карловых Варах стремился доказать участникам и гостям свою всемирность, фильмы приглашались чуть ли не из Гондураса. На сей раз, за редким исключением (США, Израиль), все фильмы конкурса – европейские, так что старушка – Европа на минеральном курорте снова может вглядеться в своё изображение и отшатнуться в ужасе. Или, напротив, прильнуть к зеркалу, поскольку портрет вырисовывается вполне привлекательный.

Хорватско- -сербский фильм режиссёра Винко Брешана «Дети священника» рассказывает интересную историю, которая приключилась с католическим священником, посланным на служение на малюсенький остров в огромном Адриатическом море. Главный ларёк на острове торгует презервативами, потому что жители всё время совокупляются. Причём ларёчник знает все их тайны, у кого – 9 см, а у кого – 25. А поскольку есть презики и для анального секса, то эти покупатели на особом счету. Им вообще полагается скидка.

И всё бы ничего, только жена ларёчника – махровая католичка – считает, что он занимается пропагандой детоубийства, что не рождённые из-за презервативов дети – его грех и он должен покаяться перед Господом. Так на исповеди пересекаются пути ларёчника и священника. Однако отпущением грехов священник не ограничивается. Он требует принести к нему домой все коробки с презервативами, потому что придумал для ларёчника забавную форму покаяния – он должен проткнуть иглой все презики, чтобы сперма достигла своей цели и деторождение на острове увеличилось.

Для протыкания они используют швейные машинки, так что дело идёт хорошо. А через некоторое время обнаруживается и результат: на острове появляются неожиданные дети. Правда, не всё так гладко получается – в море обнаруживается несовершеннолетняя беременная утопленница. А ведь не будь бракованного презерватива, она бы не забеременела и осталась жива. Так что история, начавшаяся в комедийном жанре, заканчивается как трагедия, и священник немножко сходит с ума.

Немножко не в себе и герой картины испанского режиссёра Хавьера Бермудеса «Ценность времени» – пожилой доктор, который весь фильм прокручивает в голове ролик со своей молодой красивой и зачем-то умершей женой. Веря в научно-технический прогресс, он жену не хоронит, а помещает в холодильную капсулу, в надежде со временем её оживить. А тут ещё вертится социальная работница, которая тоже очень себе шарман. Короче, наш доктор начинает ухаживать за социальной работницей и приходит к выводу, что жену нужно сжечь. Соседи роют специальную ямку и кладут туда дрова, а доктор вынимает кулёк с телом мёртвой жены из капсулы и волочит его к жертвеннику. Поливает кулёк керосином и поджигает. Потом в фильме долго идёт дождь, и доктор уже не может ходить без костылей. Впрочем, теперь не социальная работница ухаживает за ним, а он за ней, наливает виски и протирает ружьё. Все читали Чехова, так что понятно зачем. Когда кончится дождь, ружьё выстрелит, а социальная работница возьмёт гитару и запоёт испанскую песню про партизана, который умер за свободу и просит похоронить его в горах под красивым цветком, чтобы все знали, что здесь покоится партизан. Очень самобытный фильм.

Французско-бельгийский фильм «11.6» рассказывает историю другого скрытого сумасшедшего, который работает во французском ЧОПе. Поскольку живёт он в доме жены, питается и пьёт за её счёт, то деньги в банке занимаются ростом. С виду рациональный герой совершает отчаянный поступок – за 90 тыс. евро на аукционе покупает коллекционный «Феррари». Навещает матушку, отвозит страхолюдину-жену в Монте-Карло, племянника прогуливает на модную вечеринку. На этом все его положительные поступки заканчиваются, у него под дулом пистолета отбирают «Феррари», а сам он кидает своих коллег и из броневика для перевозки денег тырит доверенные его ЧОПу 11,6 млн. евро. После чего с парой миллионов едет в Альпы, где туристов водит по горным тропам девушка, понравившаяся ему на модной вечеринке. С девушкой он не встречается и идёт сдаваться властям то ли Монако, то ли Монте-Карло (надеюсь, меня простят за то, что я их всё время путаю). Короче, ближайшие пять лет герою сидеть в тюрьме. Но не псих ли?

Но это всё были фильмы, никак не отмеченные жюри. А вот польский фильм режиссёра Кшиштофа Краузе «Папуша» получил специальное упоминание. Речь в картине идёт о цыганской певунье, авторше многих романсов, которая выросла в таборе, вышла замуж за нелюбимого человека, воспитала найденного малыша в расстрелянном немцами местечке и осталась доживать в полном одиночестве, потому что цыгане изгнали её из своей диаспоры и сын оказался неблагодарной скотиной. Выяснилось, что, прислав молодому польскому этнографу, который два года путешествовал с табором, свои песни, она выдала какие-то «цыганские тайны». На сходняке у цыганского барона её осуждают, в результате она оказывается в тюрьме за украденную курицу. Но в концертном зале хор выступает с её романсами, и министр хочет видеть автора. Начальнику тюрьмы придётся выпустить воровку курицы под ответственность министерской дамы. Папуше сочувствуешь, да и фильм снят очень колоритно, хотя от судьбы героини веет безумием, но оно не перешагивает границу, за которой начинается клиника.

А главный приз фестиваля получил венгеро-немецко-австрийско-французский фильм «Большая книга» по одноимённому роману Аготы Кристоф в постановке венгерского режиссёра Яноша Саса (Szasz).
Фильм рассказывает про историю, случившуюся в годы последней мировой войны с двумя 13-летними близнецами, которых судьба-злодейка закинула в венгерское местечко к злобной старухе, приходящейся им бабушкой. Но мамаша 20 лет не вспоминала о ней и только сейчас привезла детей, когда, как говорится, припёрло. И вот старуха на подростках вымещает свою злобу, например: жарит и жрёт курицу, не давая им ни кусочка. Подростки в целях закалки воли начинают бить друг друга, чтобы не бояться боли, и это видит немецкий офицер, которому нравится такая «боевая подготовка». Офицер берёт над подростками шефство, и это им пригодится. Городишко уже бомбят русские самолёты, а немцы всё ещё гонят евреев в концлагерь. Нестыковочка получается. И подростки жестоко мстят местной красотке за то, что она выдаёт немцам еврея-башмачника, который справил им приличные сапожки. На мой взгляд, перебор. Ведь красотка им ничего плохого не сделала – напротив, искупала в ванне и отмыла от налипшей за время жизни у старухи-ведьмы грязи. А на лавке башмачника и так была нарисована звезда Давида – его и выдавать-то было не нужно. Но жюри не смущалось такими мелочами и, по всей видимости, впечатлилось количеством стран, принявших участие в создании картины.

Кадр из к/ф «Большая книга» венгерского режиссёра Яноша Саса

Россия была представлена в конкурсе картиной Юсупа Разыкова «Стыд», о которой я писал в обозрении кинофестиваля «Кинотавр», так что смотрите архив «АН». Фильм ничего не получил, но был тепло принят и публикой, и прессой. А на закрытии МКФ в Карловых Варах показали фильм Стивена Содерберга «За канделябрами», тем самым опровергнув утку, пущенную Сэмом Клебановым, что продюсеры решили фильм перемонтировать и поэтому его невозможно показать на Московском МКФ. Да не продюсеры что-то хотели или не хотели (вы когда фильм покупали, что, хронометраж не оговаривали?), а просто испугались «милоновых», которые, кстати, против показа «Золотой пальмы» Каннского кинофестиваля лицам после 18 совсем не возражали. Так что да здравствует фестивальный туризм! Чтобы посмотреть «каннскую пальму», теперь надо ехать в Карловы Вары.

Майкл Дуглас в фильме Стивена Содерберга «За канделябрами»

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram