В России 5 сентября начались стратегические учения «Кавказ-2016». Они продлятся до 10 сентября в зоне ответственности Южного военного округа (ЮВО), в том числе на территории Чёрного и Каспийского морей. Официально в них участвуют до 12,5 тыс. военнослужащих. Но, как обычно для учений в европейской части РФ, эта информация «не совсем полна» – Москва не хочет создавать лишних поводов для паники «западных партнёров». Тем более что её и так хватает. В первых рядах паникующих именно та кошка, что знает, чьё мясо съела, – Киев.
Сначала проверка
Уже традиционно самые крупные учения предваряются не менее масштабной внезапной проверкой боеготовности. Конечно, такая проверка совсем уж внезапной не является. Все же знают, когда будут учения и соображают, когда примерно ждать начала проверки боеготовности. Тем не менее задачи войскам, вводные и собственно время подъёма, заранее не известны.
В проверке участвовали практически все части, соединения и объединения войск ЮВО, значительные силы ЗВО и ЦВО, а также центрального подчинения, например, ВДВ. Общая численность войск в этот раз не объявлялась. Промелькнувшая где-то цифра в 8,5 тыс. человек совершенно не выдерживает критики. Как полагают эксперты, «в ружьё» было поднято куда более 100 тыс. человек, тысячи танков и боевых машин, сотни летательных аппаратов. В ходе проверки были развёрнуты ударные группировки войск на Юго-Западном стратегическом направлении (оно проходит через Украину), с переброской значительных контингентов войск из ЗВО и ЦВО. Группировки развёртывались на приграничных с Украиной территориях, в том числе и в Крыму. Туда перебросили значительные силы авиации, мотострелковых частей и ВДВ.
В свете недавней истории с диверсантами-террористами из ВСУ в Крыму это выглядело крайне угрожающе. Совершенно понятно, почему в Киеве завопили о скором вторжении России. Хотя это выглядело странно – по новой украинской мифологии, ВС РФ вторглись на Украину ещё 2 года назад и до сих пор не ушли. Что-то не сходится. Вероятно, Киев почувствовал, что Россия может внезапно явиться на ту самую войну, которую он с ней третий год «успешно ведёт», перемалывая в твиттере Порошенко или фейсбуке Авакова бригады и дивизии нашей армии.
Серьёзная подготовка
Но сказать, что проверка носила только «украинский» характер, – никак нельзя. Например, вряд ли Москва настолько опасается остатков украинских ВВС, что в её ходе различные гражданские министерства и ведомства вроде Минфина, ЦБ, Минсвязи и коммуникаций, Минпромышленности не только выполняли ряд мобилизационных мероприятий, но и впервые серьёзно осуществляли управление своими функциями из защищённых или подвижных запасных командных пунктов. Да-да, такие есть у всех ведомств. Это не говоря уж о силовых ведомствах и «околосиловых» вроде Росрезерва.
Такого не было давно. Да и многочисленные мероприятия по отработке действий в условиях применения оружия массового поражения (ОМП) тоже показательны. Многие аналитики в России решили, что руководство страны готовится чуть ли не к скорой ядерной войне. Нет. Скорее такая подготовка большую войну отдаляет.
В итоге можно утверждать, что отрабатывался и куда более серьёзный и масштабный конфликт, нежели наказание зарвавшихся украинских националистов. Поэтому традиционно после проверки большая часть войск на свои базы не вернулась, а приготовилась к начинающимся учениям.
Серьёзные масштабы
В отличие от учений ЦВО или ВВО, где численность участников обычно не скрывается (называются цифры и в 95, и в 155 тыс.), в европейской части страны Москва предпочитает всё же придерживаться буквы международных договоров. Поэтому объявляемые данные по численности задействованных войск и вооружений не превышают разрешённых по различным соглашениям. Но обходятся эти ограничения легко – на проверки готовности они не распространяются. А что до самих учений, то их просто разбивают на множество небольших, объединённых одной темой и замыслом, иногда разделённых по времени.
Например, только в августе прошло 12 специальных учений по обеспечению войск в рамках подготовки к «Кавказу». В каждом из которых участвовало 2,5–3,5 и более тысяч военных. Среди них были учения авиации, частей инженерных войск и материально-технического обеспечения, артиллеристов, ПВО и других. В частности, во время одного из таких учений на полигоне Прудбой были построены и наведены различные типы переправ: обычные понтонные мостовые и паромные парки, используемые на передовой, низководные сборные мосты, используемые в ближнем тылу, и более капитальные конструкции. Был и понтонный железнодорожный мост НЖМ-56М, в охране которого был задействован бронепоезд «Амур» железнодорожных войск.
Сейчас официально сообщается об участии в «Кавказе-2016» 12,5 тыс. военных, 90 танков, около 300 боевых бронированных машин, нескольких десятков самолётов и до 15 боевых кораблей. Стоит заметить, что даже в опубликованных официальных сюжетах с учений танков, наверное, мелькнуло больше, а уж кораблей-то точно больше. Поэтому на Западе полагают, что в ходе внезапной проверки на Юго-Западном стратегическом направлении была сосредоточена межвидовая группировка войск численностью более 100 тыс. военнослужащих. В том числе более 40 тыс. в приграничных районах, более 10 тыс. танков, ББМ, артиллерии, средств ПВО и прочих машин, до 60 кораблей и катеров и до 400 самолётов и вертолётов. При этом более 11 тыс. военнослужащих были переброшены в ЮВО из других округов.
Такие цифры озвучивают западные аналитики, и тут им стоит поверить. Что до соответствия соглашениям, так в НАТО тоже нашли, когда надо лазейку в Основополагающем Акте РФ – НАТО.
Против кого в этот раз?
Конечно, столь крупные учения – всегда событие, относящееся не только к обучению войск, но и к политике. Учения – это ещё и демонстрация силы и потенциальных намерений. Иногда – предсказание будущей войны.
Учения «Кавказ» в этом плане не исключение. Например, в 2008 году их сценарий был построен исходя из возможной войны с Грузией. Она и началась почти сразу после учений. А учения «Центр» в прошлом году в значительной мере перекликались с начавшейся вскоре операцией в Сирии.
Сейчас слишком многое указывает на то, что «Кавказ-2016» имеет как минимум часть задач, посвящённых возможному конфликту с «самой сильной армией континента», как скромно называет своих военных вечно нетрезвый президент П. Порошенко. Например, направление переброски войск или большое количество задач по наведению переправ и форсированию водных преград. На южном направлении это не требуется, а вот на юго-западном – как раз. Проводится также отработка формирования дивизии территориальной обороны из резервистов и полка в Крыму. Части территориальной обороны в первую очередь нацелены на обеспечение порядка в тылах действующей армии и борьбу с диверсантами вместе с Нацгвардией.
Но также многое указывает на то, что есть и «антинатовский» подтекст. Например, в ходе учений будут отрабатываться задачи по блокированию баз флотов НАТО в Болгарии и Румынии и выхода из Босфора силами флота, береговых противокорабельных ракетных комплексов и авиации ВКС. В том числе и Дальней. Интересно, есть ли среди потенциальных целей турецкие порты? С одной стороны – Турция в НАТО, с другой же, сейчас отношения у неё с США, как у тёщи с зятем из анекдотов. Вероятно, речь идёт и о препятствовании возможному вмешательству сил НАТО в конфликт на Украине.
О политической шизофрении и её лечении
Киевские пропагандисты по поводу «Кавказа» развернулись вовсю. С одной стороны, пугая то Запад, то себя перспективами «скорого вторжения», рассказывая самим себе байки то про то, как у русских на учениях в отдельных частях 75–98% техники небоеспособно. То, как якобы личный состав отказывается участвовать в учениях, а резервисты отказываются явиться на сборы. Мол, боятся попасть на войну с Украиной. По сути, киевские сказители просто переписывают реальные истории про «славный боевой путь» своего воинства, вписывая вместо Украины Россию в нужных местах – таковы особенности течения майданной болезни.
Впрочем, испугались не только в Киеве, но и в Грузии, про которую давно все забыли. И даже в Польше и Прибалтике, до которых и подавно дела России сейчас нет. Причём в Грузии не знают, что для армии России они находятся не на юго-западном, а на южном направлении. А в Польше – что на западном.
Чтобы успокоить грузин, американцы даже решили провести там свои учения. Маленькие, на пару тысяч участников – для галочки. Они называются «Живой дух». А для успокоения прибалтийских истериков проводятся столь же «масштабные» игрища на 1,5 тыс. участников, называемые с издёвкой «Мощный удар». Хотя лучше было бы их назвать по имени лекарства применяемого при бредовых расстройствах – «Галоперидол». Это подошло бы больше.