Аргументы Недели → Армия № 25(516) от 30.06.16

Национализируют ли шотландцы английскую армию?

, 08:08

Результат референдума в Британии о выходе из ЕС оказался неожиданным. Британцы вовремя поняли, что дело для объединённой Европы пахнет керосином. Но теперь недовольна уже Шотландия. И уже Эдинбург грозит Лондону то «вето» на выход из ЕС, то повторным референдумом о выходе из состава Королевства. Какие могут быть последствия в военном плане?

О пользе традиций и складывания яиц в одну корзину

Нынешние британские вооружённые силы (ВС) насчитывают 153 тыс. человек личного состава и состоят из британской армии (сухопутных войск), Королевских ВВС, Королевского флота и Королевской морской пехоты. Традиции в Британии чтят, поэтому структура и названия как видов ВС, так и отдельных соединений и частей достаточно запутанные, зато звучные и красивые.

В наименованиях британских частей и соединений кроме слова «королевский» или одного из титулов царствующей, но не правящей династии могут присутствовать различные исторически унаследованные анахронизмы типа «гусарский», «кавалерийский», «драгунский», «мушкетёрский». В этом британская армия схожа с польской и рядом других. Есть и территориальные обозначения – «шотландский», «ирландский», «валлийский».

Всё это дань традициям, без которых не бывает сильной армии. Но важно, чтобы кроме традиций была и боевая мощь. А с этим у армии нынешней – бледной тени «империи, над которой не заходит солнце» – дела не очень.

Если глянуть не на названия, а на карту дислокации британских ВС после массовых сокращений и реорганизаций, то складывается интересное впечатление. Большинство частей дислоцированы именно в Англии. На долю Уэльса, Шотландии или Северной Ирландии приходится их меньшая часть. Причём Шотландия, занимающая треть территории Королевства, армией весьма обделена. Так что Эдинбург, если расстанется с Лондоном, мало что «унаследует». Трудно сказать, с чем это точно связано. Возможно, в Британии заранее готовились к возможным попыткам отделения, глядя на пример Украины, которой после развала СССР достался очень мощный Киевский военный округ бывшего Союза.

Армия, которую никто не арестует

Британия практически никогда (за редкими исключениями) не имела сильной сухопутной армии, опираясь на «линию овеянных бурями кораблей». Над британской армией сильные европейские державы-континенталы подтрунивали. Достаточно вспомнить Отто фон Бисмарка, обещавшего в случае высадки британской армии в Европе приказать своей полиции её арестовать. Правда, сейчас германские да и французские вооружённые силы в таком же состоянии. Так что британцев арестовывать некому.

Бригады у англичан состоят из «полков», в реальности представляющих батальоны. Техники у них по европейским меркам среднее количество. Например, танков в боевых частях насчитывается 162, всего же их чуть менее 200. Это меньше, чем у Польши, Франции, ФРГ или Испании. Но больше, чем у Нидерландов или Бельгии, свои танковые парки полностью профукавших. Так же у Лондона имеется более 2 тыс. различных легкобронированных машин, более 250 САУ, РСЗО и буксируемых гаубиц, менее сотни боевых вертолётов, в том числе 50 американских ударных «Апачей».

Правь, Британия, морями... если сможешь

Будучи страной «островного» (согласно принципам геополитики) типа, как и США, Британия всегда опиралась в первую очередь на флот. С тех времён, когда большую часть этого флота составляли грабители и убийцы с большой морской дороги, становившиеся потом сэрами – рыцарями империи. Этот «пиратский менталитет» свойственен англосаксонским государствам и сейчас. Ещё относительно недавно по меркам истории Британия считалась «владычицей морей», а бритты считали себя лучшими моряками. Но нынешний Королевский флот с трудом тянет на роль властителя даже какого-нибудь залива.

Авианосцев в боевом составе у англичан сейчас нет. Правда, 2 авианосца типа «Куин Элизабет» строятся. Также в боевом составе 4 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Вэнгард», 7 многоцелевых АПЛ (3 новые, типа «Эстьют» и 4 старые «Трафальгар»), 1 десантный вертолётоносец «Океан» и 2 десантно-вертолётных корабля-дока, 6 эсминцев ПВО типа «Дэринг», 13 фрегатов, различные тральщики и патрульные катера.

Ядерный потенциал на чужих ракетах

На ПЛАРБ типа «Вэнгард» сосредоточен весь ядерный потенциал Британии. Точнее, то, что от него оставили. Раньше у британцев были и тактические, и стратегические ядерные и термоядерные бомбы, крылатые ракеты своей разработки и бомбардировщики. В общем, разветвлённый арсенал. А ныне в оперативной готовности осталось порядка 120 боевых блоков (ББ) британской разработки максимальной мощностью до 80–100 кт. Вместе с обменным и ремонтным фондом зарядов несколько более, порядка 160.

Размещены они на американских ракетах «Трайдент-2». Причём британцам формально они не принадлежат. Американцы попросту «сдают в аренду» 56 ракет. Их не хватит даже для укомплектования всех ракетоносцев (у каждого 16 шахт). Причём эти ракеты остаются собственностью США, и по договору СНВ-3 американцы сообщают нам информацию о чужих зарядах, что в корне противоречит британской практике сокрытия и без того невеликих ядерных секретов Королевства. Это сильно бесит Лондон.

На боевом дежурстве в море всегда находится одна ПЛАРБ. Причём на её борту только 8 ракет с 40 боевыми блоками. Часть которых – сниженной до минимальных значений мощности. Из трёх остальных лодок одна в ремонте, а две проходят предпоходное или послепоходное обслуживание.

Патрулируют «Вэнгарды» Бискайский залив, где несколько лет назад одна из лодок столкнулась с французской и чуть не угодила под списание. Но базируются они на военно-морской базе Клайд, расположенной в Шотландии. Там же находятся все три АПЛ типа «Эстьют». Очень лакомый кусок.

Вопрос с этой базой остро встал ещё во время шотландского референдума, а теперь может вновь оказаться на повестке дня. У Лондона нет денег ни на постройку новой базы, ни на инфраструктуру для ядерного оружия поблизости. Перевести АПЛ на другую базу можно, а вот с ПЛАРБ всё куда сложнее. К тому же в Шотландии находятся флотский объект по эксплуатации и испытаниям ядерных реакторов и верфь в Росайте, где ракетоносцы ремонтируют. Всё это построить в другом месте будет ещё дороже.

Впрочем, в случае отделения Шотландии вряд ли дадут «украинизировать» это оружие. Флота ей, судя по всему, не видать. Англичане поделятся разве что тральщиками и патрульными катерами.

Брекзит не из НАТО

Зато шотландцам есть чем поживиться у королевских ВВС. На их территории расположена весьма крупная авиабаза Лоссимут. На ней базируются 3 из 6 эскадрилий истребителей «Тайфун» (около 60 машин по списку) и 1 эскадрилья самолётов «Торнадо». Но боеготовность ВВС невысокая. Общеизвестны истории, когда, для того чтобы отправить в Ливию или на имитацию войны с ИГ одну эскадрилью, приходилось собирать боеспособные борты и опытных лётчиков со всех баз и снижать численность экипажей на задачах патрулирования ПВО.

Но конкретно на Лоссимуте опытных экипажей и исправных самолётов больше, т.к. именно с этой базы летают на перехват российских тяжёлых бомбардировщиков, регулярно облетающих Британию с крылатыми ракетами на борту.

Однако самолёты проще всего перегнать при разделе имущества. Но в любом случае ни Великобритания целиком, ни Шотландия в случае отделения никуда из военной системы НАТО не денутся. Так что на данном этапе брекзит ударит лишь по военным амбициям чиновников ЕС из Брюсселя, но не по амбициям чиновников НАТО.

Зато зашевелились сторонники создания «еврогенштаба» и более тесной интеграции европейских армий, чему всегда противился Лондон. Впрочем, в ЕС много стран, которые этот процесс также не поддерживают. Разговоры о «супергосударстве» или «единой европейской армии» больше напоминают истеричную реакцию немцев, от которых, как от локомотива ЕС, начали разбегаться, да ещё по-крупному.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram