Основной новостью из Сирии сейчас является перемирие, которое должно начаться 27 февраля. Но война пока не прекращается. Успехи русского, иранского и сирийского оружия привели к тому, что темпы крушения фронта у боевиков ускоряются с каждым днём.
Сколько турка ни корми...
Истерика турецкого руководства в последние недели приобрела особый накал. При этом угрозы в адрес Москвы и Дамаска сменялись то заверениями о нежелании вторгаться в Сирию, то о праве Турции на самооборону. Причём турки стали угрожать даже США. Правда, в последние дни приступ стал немного проходить – криков в стиле «держите меня семеро» стало меньше.
Турки или отложили свои планы вторжения, или передумали это делать вообще. Возможно, это лишь уловка – грузинское руководство в 2008 г. незадолго до Пятидневной войны тоже «мамой клялось», что её не будет.
Но причины отказа в нападении могут быть и объективные – у Анкары не так много сил для вторжения. Да, сухопутные войска (СВ) Турецкой Республики насчитывают около 300 тыс. человек. Но лучшие соединения дислоцированы на западе – против Греции. Кроме этого есть силы и на границах Армении и Ирана. За район границ Сирии и Ирака отвечают соединения 2-й полевой армии – чуть менее 100 тыс. человек. Это три армейских корпуса и более десятка бригад. Также имеется лучший в плане подготовки и боеспособности «пожарный» 4-й армейский корпус, со штабом в Анкаре. Он постоянно используется в пылающих курдских районах. В нём три бригады – одна механизированная и две коммандос. Есть и артполк.
Но конкретно на границе с Сирией размещено только 5 бригад – 2 танковые, 2 механизированные и моторизованная. Но все их вряд ли сразу можно бросить в бой – они стоят в курдских районах. Там сейчас и так идёт война. В итоге Анкара может использовать в Сирии примерно 20–25 тыс. солдат и несколько сотен танков.
Сирийская армия насчитывает 180–200 тыс. бойцов. Вместе с силами нацобороны, различными милициями, контингентом КСИР, иракскими «паломниками» и «Хезболлы» – порядка 300–320 тыс. человек. Но сирийские силы сильно распределены по стране и заняты войной с бандформированиями. Поэтому на севере страны у Дамаска имеется вряд ли более тех же 20–25 тыс. человек.
Однако у курдов Африна в отрядах не менее 8–10 тыс. постоянного состава. Именно с ними в первую очередь столкнутся турки. К тому же курды будут усилены сирийскими танками, в том числе Т-72Б, Т-90 и Т-90А, против которых турецкие М60 разных модификаций имеют немного шансов.
Прикроют курдов и удары дальнобойных РСЗО с самоприцеливающимися боевыми элементами. А от ударов с воздуха их защитят российские и сирийские ЗРК. Не стоит забывать и про наши ВКС. Конечно, у турок есть 236 самолётов F‑16 и 47 древних F-4. Это значительная сила. Но при их массированном использовании в дело вступит авиация России, размещённая не только в Сирии. Как говорится, сколько турка ни корми, а у русского медведя лапа всё равно длиннее и толще. То есть у Анкары имеется только одна дорога – к катастрофе.
Правда, неизвестно, осознаёт ли это турецкое руководство. Но, похоже, на турок начинает действовать давление США. Вашингтон, с одной стороны, не возражает, чтобы уж слишком наглого союзничка немного «воспитали», но не желает его полного разгрома.
Силовой аргумент России
Самое главное – Анкара вряд ли знает, чем и как Россия усиливает сирийскую армию. Что и в каких количествах перебрасывается в Сирию из российских средств ПВО, дальнобойных ракетных войск и артиллерии, РЭБ и авиации. Каждый день работает против Турции – сирийская армия возвращает территории, действует увереннее, набирается опыта правильных боевых действий под правильным руководством (далеко не всегда и не везде, но процесс идёт). А морской и воздушный «экспрессы» привозят новые ценные грузы.
К примеру, известно, что в Сирию не так давно переброшено 6 лёгких истребителей МиГ‑29СМТ. Эти машины превосходят турецкие F-16C (хотя и не так, как Су-30СМ и особенно Су-35С). Они хорошо оснащены для поражения наземных целей. Где они базируются – пока не известно. Вероятно, увеличилось и число истребителей Су-30СМ. Наращивается парк ударных вертолётов.
Причём они частично перебазировались со ставшего тесным Хмеймима на авиабазу аш-Шайрат, использование которой отрицается МО РФ. Но фото и видеозаписи оттуда говорят об обратном – там размещены Ми-24П и ночные всепогодные Ми-35М и Ми-8АМТШ.
В Сирии находится и один из двух Ту‑214Р. Это новейший самолёт комплексной радиолокационной, радиотехнической и электронно-оптической разведки. Он оснащён новейшими мощными РЛС кругового и бокового обзора, предназначенными для обнаружения техники на дистанциях до 250 км, современными тепловизионными и оптическими системами. Также он имеет уникальный георадар, позволяющий искать подземные сооружения на глубинах до нескольких десятков метров. Так что не только турецкой группировке у границы не позавидуешь, но и боевикам, любящим копать туннели.
Перемирие-ультиматум как последний шанс
Скажем сразу – на большую часть территории Сирии объявленное перемирие не распространяется. Оно не затрагивает ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусру» и аффилированные с ними бандформирования. Например, состоящие с «Нусрой» в альянсе или подчиняющиеся ей. К тому же даже «умеренная» оппозиция обязана контролировать свою территорию сама, а не совместно с ИГ или «Нусрой», как это обычно бывает.
Сейчас остатки «Свободной Сирийской армии» (ССА), которым американцы поставляли ПТУР «Тоу-2А», обычно перемешаны с той же «Нусрой». Боевики используют их как свои противотанковые подразделения. В итоге если «умеренные» не могут сами контролировать некую территорию и они не свяжутся со штабом по координации перемирия – их будут бомбить, как и прочих игиловцев.
К тому же курды в число участников переговоров по Сирии не приглашены. Это значит, что они не обязаны соблюдать перемирие в отношении даже «умеренных», если они случайно окажутся где-то рядом. В свою очередь, перемирие требует от Турции прекратить обстрелы сирийских курдов. Правда, и курды не должны обстреливать турок. Посмотрим, как это получится.
Продержится ли в таких условиях перемирие хоть сколько-нибудь долго? Скорее всего, нет.
Неприятный сюрприз от ИГИЛ
«Халифатчики», несмотря на целую череду поражений, показали, что могут неприятно уколоть сирийскую армию. Сразу же после ликвидации «котла» они нанесли удар там, где их не ждали. Речь идёт о «дороге жизни», соединяющей Алеппо с Хамой, Хомсом и другими провинциями под контролем правительства. «Чёрным» удалось захватить несколько посёлков и высот у трассы.
На деблокирование трассы брошены значительные силы ВКС, маневренные армейские группы и часть сил бригады «Тигра» – штурмовое подразделение «Гепарды» и сам полковник «Тигр». На момент написания материала трассу ещё полностью не разблокировали. Несмотря на явные просчёты в организации обороны и ведения разведки в этом районе, у сирийцев уже лучше получается решение подобных проблем – сказываются и опыт, и российская помощь. Необходимые выводы из этой истории будут сделаны российским командованием и сирийскими штабами. А виновных накажут. В лесу.
Первый «котел»
На прошлой неделе на востоке Алеппо произошло событие, которого с момента вступления нашей авиации в войну в Сирии ещё не случалось. Сирийская армия сначала окружила значительные силы ИГИЛ, а потом и ликвидировала образовавшийся «котёл». Отличились уже хорошо известный полковник Сухейль аль-Хассан «Тигр» и его бригада «Тигры». Изначально это 47-й полк спецназа армии Сирии с приданными подразделениями, переформированный в штурмовую бригаду.
Речь идёт о районе вокруг ТЭС «Алеппо» – стратегически важной электростанции мощностью 1065 МВт. Взять район станции штурмом напрямую «Тигры» не могли – её угрожали взорвать. В итоге был организован обширный «котёл», в котором оказалось более десятка населённых пунктов с тысячей бандитов внутри. Саму же станцию и район промзоны активно обрабатывали авиацией и артиллерией, стараясь не трогать оборудование. «Чёрные» быстро поняли, что от них хотят. Не дожидаясь уничтожения, они постепенно вышли из мешка, пока для этого оставалась возможность. Так что «котёл» просуществовал недолго – один день.
Это действительно очень важная и серьёзная победа. Она позволяет вернуть важный район, нужную городу станцию, сильно сократить линию фронта и начать наступление сразу в двух направлениях – к городу Аль-Баб и в район авиабазы «Джирах». Занятие этих пунктов позволит перерезать коммуникации ИГИЛ и серьёзно осложнит их снабжение из Турции.
За эту победу полковник Хассан был награждён российским командованием вторично. Первую медаль он получил в декабре за деблокирование авиабазы «Квейрис». В ответ «Тигр» подарил российскому полковнику, которого постоянно видят в его окружении, золочёную саблю из дамасской стали.