Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 025(466) от 9.07.2015

У нашего флота появится суперэсминец и убийца авианосцев

, 08:39

Недавно в Санкт-Петербурге прошёл очередной Международный военно-морской салон МВМС-2015. Как всегда, на нём было сделано много официальных заявлений, касающихся будущего российского ВМФ. Также было показано немало новинок.

Лодки – это главное

Безусловно, сейчас для нашей страны приоритетным является строительство подводных лодок. К тому же делать большие субмарины у нас получается куда лучше, чем крупные надводные корабли. В настоящий момент в России строятся атомоходы 4‑го поколения. Это ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) проекта 955А «Борей-А» с ракетами «Булава».Из серии в 8 кораблей 3 – уже в строю, 3 – в постройке. В этом году будет заложен уже 7‑й «Борей», а в 2016 г. – 8-й.

В отличие от первых лодок, получивших имена русских князей (кроме 6-й – «Генералиссимус Суворов»), седьмую лодку, скорее всего, назовут именем императора Александра III. Многие наблюдатели считают, что это не очень удачный выбор – на предыдущем корабле с таким именем в Цусимском сражении не выжил ни один человек. Восьмую лодку могут назвать «Князь Пожарский».

Также идёт строительство ракетных подводных крейсеров с крылатыми и противокорабельными ракетами (АПРК) проекта 885М «Ясень-М». Одна лодка уже в строю, 4 – в постройке, 3 ожидают закладки в ближайшее время. Правда, последнюю субмарину заложат чуть позже, чем планировалось. И сдадут её флоту, похоже, также чуть позже срока – в самом начале следующего десятилетия.

Субмарины 5-го поколения

Недавно стало известно, что сейчас прорабатывается облик атомоходов следующего, 5-го, поколения. Уже можно сказать – у будущих подводных крейсеров есть нечто, объединяющее их с бронетехникой нового поколения. Это тот самый принцип максимальной унификации агрегатов, единой базовой платформы и модульности конструкции, удешевляющий крайне высокотехнологичную конструкцию и упрощающий модернизацию и развитие системы.

Цена лодок 4-го поколения моряков не то чтобы не устраивала, но им хочется иметь больше лодок за те же деньги. Причём без снижения характеристик. В итоге на новых субмаринах будет практически единый корпус, отличающийся вооружением во врезанных отсеках-модулях. Это позволит сделать несколько типов лодок 5-го поколения.

Первый – так называемый убийца авианосцев, а также городов и портов. Такая субмарина будет вооружена крылатыми ракетами большой дальности и противокорабельными ракетами оперативного назначения. Причём ракеты могут быть и гиперзвуковыми.

Второй – многоцелевая АПЛ, охотница за подлодками противника, защитник других лодок и соединений надводных кораблей. Такая субмарина будет способна также атаковать группировки кораблей противника, в том числе ракетами, запускаемыми через торпедные аппараты. В 4-м поколении такой лодки у нас не строится, и это очень плохо.

Третий вариант – лодка спецназначения. Её создание также возможно на базе единого корпуса.

Кроме очередного рывка по снижению шумности субмарин и повышения их ситуационной осведомлённости важной чертой будущего поколения станет его плотная интеграция с целой «сворой» подводных беспилотников. Среди них будут аппараты типа самоходных гидроакустических буёв, работающие в составе единой сети обнаружения и способные создавать помехи и ложные цели. Также для борьбы с беспилотными аппаратами противника сами лодки получат новое вооружение.

Замена «Мистралям»

«Мистрали», что и говорить, жалко. Но замену им строить придётся – и уже самим. Пока что «засветились» два варианта. Это десантно-вертолётный корабль-док типа «Прибой» с 8 вертолётами. Второй, несущий уже 16 вертолётов, с надстройкой-островом и сквозной взлётной палубой называется пока «Лавина». Сейчас идёт проработка облика кораблей, и до 2017 г. их строить не планируют.

Ведётся и предварительное проектирование нового авианосца. Судя по всему, корабль будет атомным и вряд ли уступит размерами американским «Нимицам» и «Форду». Но пока что утверждённого эскизного проекта нет. Когда будет начато строительство – тоже непонятно. Скорее всего – в будущем десятилетии.

Русский «Ямато»

Зато новый эсминец флоту очень нужен – в связи с резко возросшей активностью ВМФ России в океанской зоне. Нужен корабль, способный решать задачи нанесения массированных ракетных ударов по суше и по корабельным группировкам супостата. Также он должен уметь прикрывать свои соединения и базы от угрозы атак с воздуха и даже из космоса и вести противолодочную борьбу.

Столь непростые задачи смогут решать модернизированные тяжёлые атомные крейсера проекта 11442М. Но также для этого планируется постройка 12 новых эсминцев, разрабатываемых в рамках темы «Лидер». Макет такого корабля был выставлен на форуме «Армия-2015» и на МВМС-2015. Остряки сразу же окрестили его «русским Ямато», усмотрев сходство с самым мощным суперлинкором, когда-то построенным японцами.

Суперэсминец и правда красив и грозен. Он имеет 17 тыс. тонн водоизмещения, 64 шахты для крылатых и противокорабельных ракет, сотни ячеек для зенитных ракет и противоракет различных размеров и назначения. Можно ли назвать корабль такого размера эсминцем – вопрос. Он не слишком уступает тяжёлым крейсерам. Может, лучше считать его «лидером эсминцев» – в своё время был такой класс. Правда, пока корабль выставлялся в газотурбинном варианте, а флот склоняется к атомному.

Киев нагадил под дверь соседа

Отказ президента Украины П. Порошенко от сотрудничества с Москвой в военной сфере привёл к тому, что с газотурбинными двигателями (ГТД) для новых фрегатов у нас возникли проблемы. На новейших фрегатах проекта 22350 стоят якобы российские двигатели производства ЗАО «Турборус». Но в реальности «горячая» часть системы изготавливается в Николаеве.

Тем не менее с этими кораблями всё не так плохо. Для первых кораблей установки есть. Головной «Адмирал Горшков» в этом году будет передан флоту. Его сдача откладывалась не раз, ввиду новизны проекта и обилия технологий, которые в дальнейшем появятся и на более крупных кораблях. То есть он стал своего рода «опытным кораблём». Последующие 8 кораблей серии будут сдаваться с конца 2017 года. Тогда по планам производство ГТД для флота будет наконец полностью налажено в России.

На фрегатах проекта 11356Р («адмиральская серия» для ЧФ) тоже стоит николаевская установка. В результате для второй тройки этих кораблей двигателей нет. Сейчас дальнейшая судьба их неясна. Суда могут просто заморозить и достраивать уже после 2018 года. К этому году на рыбинском «Сатурне» должны освоить производство двигателей.

Также есть информация, что их вообще могут продать Индии и уже под этот заказ всё-таки получить двигатели из Николаева. А наш флот откажется от этой партии фрегатов. Причём им уже даже нашли замену – будут построены 18 малых ракетных кораблей проекта 22800, оснащённых крылатыми и противокорабельными ракетами и комплексом ПВО «Панцирь-М», долгожданное производство которого также начинается.

О чём думали раньше?

Возникает резонный вопрос – о чём вообще думали наши двигателестроители, рапортуя об успехах локализации производства судовых ГТД? Видимо, надеялись, что с Украиной наверху как-нибудь «порешают». Такая же история была долгое время и с «локализацией» производства вертолётных запорожских двигателей. Значительное время они существовали лишь на бумаге. На деле же велась их сборка из украинских агрегатов.

В результате сейчас моряки выражают недовольство качеством российских корабельных дизелей. Об этом высказался главком ВМФ адмирал В. Чирков. Его раздражение можно понять. Но, с другой стороны, зачем выносить сор из избы на обсуждение не знающей деталей широкой публики? К примеру, никто не слышал, чтобы китайские адмиралы открыто возмущались качеством китайских корабельных двигателей. Хотя уж оно-то как раз и правда невысокое. Но это не мешает китайцам строить флот завидными темпами. А с недостатками бороться уже без публичных осыпаний упрёками друг друга.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram