На Украине, по сути, происходят мятеж и захват власти сторонниками оппозиционных партий при поддержке США и НАТО. Высшее американское руководство свободно разгуливает среди мятежников. При этом боеспособные армейские части дислоцированы только на западе страны. Их офицерский состав сформирован выходцами из Западной Украины и готов в любой момент к подавлению протестов в русскоязычных областях. На какие военные части может рассчитывать В. Янукович в случае грандиозного шухера?
Опора киевского стола
По закону Украины общая численность МВД (вместе с внутренними войсками) должна составлять 357 тыс. человек. Но реальные цифры давно меньше. В лучшем случае в наличии имеются 261 тыс. сотрудников, включая более 33 тыс. бойцов внутренних войск, 11 тыс. курсантов.
К тому же для подавления волнений все силы МВД использовать невозможно. С задачей могут справиться только спецподразделения вроде отдельных батальонов милиции особого назначения (ОБМОН) «Беркут» – аналога нашего ОМОНа.
Части «Беркута» размещены в каждом регионе Украины, в областных центрах или ближайших окрестностях. Обычный батальон насчитывает 500–600 человек. В некоторых маленьких областях «батальон беркутят» в реальности является лишь ротой в 60–120 человек. А вот киевский «Беркут» представлен полком усиленного состава. В нём несколько тысяч человек. К тому же имеется батальон в области. В Крыму у «Беркута» тоже полк.
«Беркутята» очень неплохо подготовлены. Конечно, они уступают российскому ОМОНу с его боевым опытом, полученным на Северном Кавказе. Уступают они и в численности. Оснащение у российского ОМОНа также лучше, но и «Беркуты» не в обноски одеты. Бойцы оснащены современным вооружением, имеют защитные противоударные комплекты итальянского производства, бронетехнику.
Однако из-за раскола Украины на «москальский» юго-восток и «хохляцкий» запад применять для подавления беспорядков части «Беркута» в родных для бойцов регионах украинская власть в полном объёме не может. Те же львовские «беркуты» могут и не захотеть разгонять национал-фашистов из «Свободы». Понятно, что для этого можно перебросить части из другого региона, но на это нужны и время, и возможности.
В нынешней ситуации для работы по киевским «майданутым» власть использует части «Беркута» из Киева, Днепропетровска, Харькова, Донецка и Крыма. Родственных чувств к понаехавшим в Киев «рагулям» с Западной Украины эти русскоговорящие ребята не испытывают. Хотя бывают и исключения. Например, части винницкого «Беркута» также перебрасывались в столицу.
Внутренние войска – неплохо, но мало
Та же ситуация с внутренними войсками (ВВ). Их численность чуть более 33 тыс. человек. Но значительную часть составляют части охраны важных объектов, батальоны охраны АЭС, важных производств. Остальное – специальные моторизованные части, оперативные и специальные части. Размещены они в каждом областном центре. Но не более чем по 500–800 человек на область.
Среди спецчастей ВВ можно выделить полки и батальоны «Барс» под Киевом, «Ягуар» в Виннице, «Гепард» в Запорожье. Некоторые части достаточно неплохо оснащены и подготовлены, есть даже и имеющие парашютную и горную подготовку. Но у спецназа ВВ есть всё те же проблемы, что и у «Беркута»: малочисленность, нежелательность применения в «жёстком» варианте в родном регионе.
Тем не менее спецчасти ВВ активно используются как в оцеплениях вокруг киевского сборища, так и в вытеснении и разгоне. Именно винницкие «ягуары» пострадали больше всего в тот день, когда их строй атаковали боевики оппозиции на тракторе, – один из бойцов остался калекой, около 10 были ранены.
ВВ МВД укомплектованы преимущественно контрактниками, но от призывников там не отказываются. Сейчас их треть состава. Перейти полностью на контрактников собираются к 2017 году. Но за это время может случиться бог знает что.
На востоке Украины армии нет
Армия Украины состоит из Сухопутных войск (СВ), ВВС, ВМС и «Высокомобильных десантных войск» (так теперь называются бывшие аэромобильные войска, когда-то ВДВ). Численность СВ составляет менее 57 тыс. человек. В нём три оперативных командования, «Север», «Юг» и «Запад», в каждом – по армейскому корпусу. Наибольшая концентрация войск – в зоне «Запад» (включающей в себя и столицу). Самый сильный корпус там, 8‑й. Меньше войск в зоне «Север» – граница с Белоруссией и часть границы с Россией. И уж совсем мало в зоне «Юг» – это восток и юг Украины, основная часть границы с Россией. Эту зону можно считать почти демилитаризованной. В Крыму вообще нет частей СВ. Там расквартирована 36-я механизированная бригада береговых войск, входящая в состав флота.
В состав СВ входят 2 танковые, 6 механизированных бригад, артиллерийские, зенитные и иные части. Списочно имеется 616 танков, 2 тыс. легкобронированных машин, 700 артсистем, 60 вертолётов. В состав десантных войск входит воздушно-десантные и аэромобильные части, численность 6 тыс. человек. В ВВС и ПВО около 40 тыс. человек. Списочно имеется около 140 самолётов.
Реально же большая часть этой техники попросту небоеспособна. Поставок новой техники сухопутчикам, как и модернизации имеющейся, почти не ведётся. Хуже другое – плохо с ремонтом. Частично спасает то, что на хранении техники пока ещё немало. Тех же танков Т-64 около 2000 штук. Но и технику, стоящую на хранении, нужно периодически расконсервировать и ремонтировать. Так что даже с запасами всё очень плохо – оружия много, а вот его пригодность низка.
Например, в ПВО уже сняты с дежурства все ЗРК С-200, все С-300ПТ1 и С-300В1. Значительную часть более новых С-300ПС, почти все С-300В и до 40% ЗРК Бук-М1 также надо или срочно модернизировать, или списывать. Процесс ремонта и модернизации начат, но темпы его даже на бумаге низки. Такая же ситуация почти с любым видом вооружений.
ВСУ Украины – хроника пикирующей армии
Вооружённые силы Украины (ВСУ) в настоящий момент сокращаются. Впрочем, это с ВСУ происходит непрерывно – в течение всего периода «незалежности». В 2012 г. численность укроармии составляла 184 тыс. человек, из них 139 тыс. военнослужащие. На конец этого года штатная численность установлена в 168 тыс. человек, в том числе 125 тыс. военнослужащих. В следующем году цифры снизятся ещё – 157 тыс., из них 119 тыс. военных. А к 2017 г. численность ВСУ составит лишь 115–122 тыс. человек, из них около 70 тыс. военнослужащих. В общем, получится карликовая европейская армия уровня какой-нибудь Румынии.
При этом осуществляется переход на контрактный добровольный способ комплектования. Нынешняя осень была объявлена как осень «последнего призыва». Зачем это нужно украинскому руководству – не очень понятно. Украине с её пикирующей в пропасть экономикой полностью добровольная армия обойдётся неоправданно дорого. Даже если армия будет маленькой. Возможно, украинское руководство надеется, что контрактная армия более надёжна. Она оторвана от народа и живёт по принципу: кто платит – тот и танцует.
Боеспособность выросла
Тем не менее в целом боеспособность части украинских подразделений сейчас повыше, чем раньше. В последние годы урезаемую под корень армию стали лучше одевать, кормить и давать больше топлива для учений. В результате чаще стали ездить танкисты, летать лётчики. Тут же выяснилось, что общая боеготовность частей низка, а командиры не умеют управлять войсками. Всё это уже проходили в Российской армии много лет назад. Нам было и проще, и сложнее. Российское «пике» было не столь глубоким и долгим. Но были две чеченские войны, которые, впрочем, заставили учиться воевать.
Некоторые части ВСУ резко повысили свою боеспособность по уникальным причинам. На Украине поняли, что утилизировать вечно взрывающиеся старые боеприпасы надо, а денег на иные способы, кроме отстрела или подрыва, – нет. Вот и дают пострелять артиллеристам. Правда, из старых систем, взятых с хранения. Поэтому артиллеристы сейчас имеют очень хорошую практику. Но в целом армия Украины как реальная боевая сила учитываться не может. Только отдельные части.
Взрывоопасная Украина
Самое главное – большая часть армии находится в западных регионах страны. Там же, благодаря «отравленному на голову» Ющенко, расположены и выжившие военные учебные заведения. В результате армия в значительной мере пополняется уроженцами именно западных регионов. Поэтому на Украине в случае начала процесса развала и «югославского варианта» поведение значительной части вооружённых сил малопредсказуемо.
Хотя, с другой стороны, хранилища вооружения и военной техники находятся и на юго-востоке страны. Украина вообще достаточно сильно наводнена оружием, пусть в значительной степени старым. Но убивать оно всё равно может. И что будет в случае реального начала «Югославии по-украински» – даже думать не хочется.
Скорее всего, у России и её армии просто не останется иных вариантов, кроме как принять определённые меры военного характера. Отсидеться в стороне по любимому украинскому принципу «моя хата с краю» – у нас не получится. Уж слишком велика граница, слишком тесны связи между людьми.