В последнее время армия Сирии проводит ряд мощных наступлений. То, что боевики свою войну проигрывают, яснее день ото дня. Если армия будет наступать так же, как и сейчас, то уже до весны все основные города и населённые пункты страны будут освобождены. Сирийский Генштаб считает возможным завершить войну в следующем году.
Каламун – избиение в горах
Горный массив Каламун – ключевой район. На западе он упирается в ливанскую границу, на севере – в провинцию Хомс, на востоке – в стратегическую трассу «Хомс – Дамаск», а его южная часть «нависает» над самим Дамаском. Поэтому неудивительно, что боевики выбрали эти места для концентрации своих сил. В общей сложности там собралось до 20 тыс. человек. Исламисты планировали выйти к северным районам Дамаска, перерезать трассу на Хомс. Разумеется, силы, верные Б. Асаду, подготовили свой ответ.
Вдобавок рядом с Каламуном много различных арсеналов и баз хранения техники сирийской армии. За один такой арсенал, в районе городка Махин, и развернулись серьёзные бои. Боевикам удалось захватить несколько из 38 складов. Но затем армия подтянула силы и выбила бандформирования. В ходе боёв там погибло по признанию самих террористов более 340 «шахидов». Очень важным было не дать вывезти захваченные боеприпасы – мины, неуправляемые ракеты, снаряды. Этим занималась авиация, устроившая круглосуточную охоту на дорогах и уничтожившая немало грузовиков. Это было неожиданно – сирийская авиация теперь активна и по ночам.
Сирийские военные вообще в последнее время часто стали воевать ночью. Немало населённых пунктов было освобождено именно стремительными ночными атаками в «час вора» – под утро. Похоже, армейцы научились воевать, а во-вторых, им сильно помогают поставки ночных прицелов из России и Белоруссии.
Сейчас 25-тысячная механизированная группировка сирийской армии с двух сторон глубоко вклинилась в Каламун. Уже освобождён город Кара, боевики отступают из городов Набак и Ябруд, где расположены стратегические высоты. Идут бои за ряд других населённых пунктов. На севере Каламуна более 500 человек сложили оружие, рассчитывая на объявленную Б. Асадом амнистию. Другие бегут к ливанской границе – но с той стороны их ждут регулярные части движения «Хезболла» и отряды ливанских шиитов.
Пользуясь малонаселённостью этого района, армия не жалеет боеприпасов. Массированно применяются артиллерия, РСЗО и тактические баллистические ракеты (БР). Авиация использует объёмно-детонирующие бомбы особой мощности – ОДАБ-500 и разовые бомбовые кассеты. Боевики уже пытаются свалить намечающуюся катастрофу на российских военных специалистов, якобы действующих вместе с войсками, и почему-то... на болгар. Понятно насчет рассказов про российских советников, да и в Сирии уже засветились бойцы русских ЧВК, но болгар там никто не видел.
Стратегия охвата и отсечения
Продолжаются бои и в провинции Дамаск. На юге от столицы дочищаются два последних городка – Бабилля и Ялда. В Восточной Гуте, которая была основной головной болью в районе столицы, боевики окружены и методично, вычищаются. Бежать им уже некуда.
Зачищается и район Барзе, где террористы успели понастроить глубокие и длинные тоннели. Один из таких подземных ходов сделает честь и метрострою. Его глубина – 12 метров, ширина и высота –
4–5 метров, длина – в километр. Так что там мог бы проехать даже танк. Успешно идёт и операция по отсечению НВФ от иорданской границы в провинции Дераа.
Сложнее всего на севере – в Алеппо. Огромный город быстро зачистить не получится. Но и там, и в соседнем Идлебе части продвигаются успешно. С одной стороны, армейские клинья отрезают боевиков на севере от границы, а с юга наносится ещё один удар. В настоящий момент зачищены все города между Алеппо и озером Джабаул. «Каток» движется дальше. Но воевать там ещё долго.
Восточнее Алеппо и Идлеба чистят приграничную зону отряды курдов, лояльных Дамаску. Они уже практически отрезали от границы бандформирования, сидящие в оккупированной пока Ракке.
Где найти дополнительные силы?
Боевиков много. На максимуме их насчитывалось до 100 тысяч. Сейчас уже в полтора раза меньше. Но регулярной армии для эффективного разгрома иррегулярных формирований и надёжного удержания освобождённой территории, сил нужно раз в 7–10 больше, чем у бандитов.
Правительству сильно помогают части движения «Хезболла». Это настоящая армия, состоящая из мотопехотных и легкопехотных батальонов, разведывательно-диверсионных частей и резервистов. Причём значительная часть этих бойцов прекрасно экипирована и вооружена. У них своя форма, многие одеты в современные израильские бронежилеты и шлемы. Вооружены, как правило, американскими М4 и М16 (второй ствол – верный калашников). Есть и современные прицелы, и средства связи.
Воюют на стороне Б. Асада и самоорганизованные отряды волонтёров-шиитов, приезжающие из Ирака, Ирана, Йемена, а также турецкие алавиты. Оснащены они или оружием и экипировкой ВС САР, или тем, что привезли с собой. Иракские «дружины» обычно упакованы во всё американское.
В последнее время в войну на стороне ВС САР включилась община друзов, причём среди их бойцов достаточно много тех, что служили в израильской армии. Они долго держали нейтралитет, но в последнее время салафитские банды достали и их. Воюют с боевиками и отряды ассирийцев.
На милосердие рассчитывать сложно
Часть задач сейчас успешно решается с помощью Сил национальной обороны – ополчения, набранного из резервистов и добровольцев. Оснащены они хуже армейцев. Техника – пикапы-тачанки, грузовики-гантраки с пушками и пулемётами. Иногда им придаются армейская артиллерия и бронетехника. Также при отрядах всегда есть советники от движения «Хезболла», а иногда и штурмовые группы.
Воюют ополченцы очень неплохо. Пленных, как правило, не берут – причин достаточно. Впрочем, их давно уже не берут и армейцы. На таких войнах достаточно быстро формируется правило, что сдаться и выжить можно или группой, или до боя. Но после боя на милосердие рассчитывать сложно. И виноваты в этом сами боевики, выкладывающие видео с расправами над мирным населением и пленными.
В районе эпидемия! Поголовные прививки!
Ещё одной особенностью нынешнего этапа войны можно считать резко увеличившиеся темпы падежа главарей бандформирований. Как говорится, в районе эпидемия. Вот и «прививают». В последнее время темпы обезглавливания руководства НВФ резко возросли.
За последние пару месяцев сообщения об уничтоженных полевых командирах приходят чуть ли не каждый день. Причём очень часто их уничтожают сразу помногу – во время сходок и совещаний главарей со штабами или другими «амирами». Выглядит это обычно или как артобстрел, или как удар тактической БР, или как атака единственного самолёта, попадающего одной бомбой или управляемой ракетой сразу в цель.
Это оружие и раньше было у сирийцев, но применяли его очень редко. Но теперь хватает и бомб, и есть кому их применять. Но такие операции невозможны без работы разведки и спецназа. Сирийский спецназ почти никогда не мелькает на видео и фото, но работает активно и работать, видимо, научился.
До победы ещё надо дожить
Судьба боевиков выглядит весьма печально. Это поняли и «друзья Сирии». Американцы практически утратили интерес к антисирийскому проекту. ЦРУ, правда, ещё подкидывает оружия и занимается обучением небольшого числа боевиков на краткосрочных курсах повышения бандитской квалификации. Крикливую Францию тоже не слышно и не видно. Катар и тот отошёл от дел. И даже пытается безуспешно восстановить отношения с Дамаском. Одна Саудовская Аравия, ведомая полоумным начальником разведки принцем Бандаром, ещё сохраняет интерес к этому проекту.
А западная пресса пишет статьи о том, как бедным боевичкам будет плохо и больно на завершающем этапе войны, какая жуткая смерть их всех ждёт. О помощи им, конечно, вопрос уже не стоит. Никто не собирается помогать и Турции, у которой скоро будут проблемы из-за тысяч бандитов, которых она к себе пустила.
Многие боевики сейчас бегут из Сирии или же переходят на сторону правительства, сдаваясь по амнистии. Но остальным ни бежать некуда, ни сдаться не выйдет – на руках много крови. Так что война ещё будет длиться достаточно долго. А после разгрома крупных незаконных вооружённых формирований оставшиеся боевики просто перейдут к тактике терактов, захватов заложников, диверсий. Это излечимо, но потребуется время.