Первые прообразы реабилитационных центров для военнослужащих возникли в Российской империи ещё в XIX веке как санаторно-лечебные станции в Старой Руссе, Самаре, Саках, Одессе, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, Евпатории, Абхазии и др. Со временем это направление военной медицины только укреплялось и развивалось.
В период ВОВ только в санаториях сочинского курорта восстановили своё здоровье и вернулись на фронт около полумиллиона раненых. Три военные здравницы Кавказских Минеральных Вод поставили в строй около 40 тыс. командиров и политработников. Особый разговор о военнослужащих спецконтингента, для возвращения в строй которых требовались особые условия и программы, разработанные и внедрённые врачами Военно-медицинской академии. Так было после Корейской кампании (1953–1955), после Вьетнама (1964–1973), арабо-израильских войн, Афганистана. Причём характер ранений и заболеваний требовал не только психологического и профессионального восстановления. Порой заболеваемость вирусным гепатитом, брюшным тифом и другими кишечными инфекциями носила характер эпидемии.
Не облегчили жизнь и современные войны, но фактически создали уникальный симбиоз реабилитационных центров в системе военной медицины. Жизни многих наших военнослужащих были спасены, а кто-то не стал инвалидом в период миротворческих миссий в Закавказье (начиная с 1993-го и по 2008 г.) только благодаря хорошо оснащённому санаторию «Сухум», который в период боевых действий выполнил роль госпитального звена.
Вроде бы всё ясно. Система работает в любых режимах, опыт более ста лет, военнослужащие и их семьи имеют возможность лечиться, отдыхать (в том числе и «невыездные» работники спецслужб), военные медики ведут учёт состояния здоровья, психики военнослужащих, проводят плановую диспансеризацию. Есть куда развиваться, оптимизировать процесс. И тут приходит эффективный менеджер Сердюков.
Одним из первых его приказов было выведение военных санаториев, домов отдыха и туристических баз из подчинения Главного военно-медицинского управления. Их передавали во вновь созданный Департамент по санаторно-курортному обеспечению Минобороны РФ. Сразу были уволены все начальники военных санаториев, домов отдыха и туристических баз. Вместо них назначены экономисты, выходцы из налоговой инспекции. В Департаменте по санаторно-курортному обеспечению Минобороны России даже отсутствуют врачебные должности и специалисты по санаторно-курортному делу. Все санатории были объединены в комплексы с ликвидацией в здравницах всех медицинских отделений, отделений реабилитации и восстановительного лечения, взамен введены «кабинеты». Оказание любых медицинских услуг осуществляется исключительно за дополнительную плату.
Уничтожена послегоспитальная система восстановительного и реабилитационного лечения раненых и больных, перенесших боевые травмы и заболевания. Уничтожена система медико-психологической реабилитации военнослужащих спецконтингентов. Ликвидированы все санаторно-отборочные комиссии при поликлиниках и госпиталях, в результате чего нарушился отбор больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Разрушена система снабжения санаторно-курортных учреждений медицинской техникой и лекарственными средствами. Не осуществляются предусмотренные законодательством Российской Федерации учёба и повышение квалификации врачебным и средним медицинским персоналом в военно-учебных центрах Минобороны России; ликвидирована комиссия по аттестации врачебного состава. Приостановлена всяческая научная, учебно-методическая деятельность и ликвидирован Научно-методический центр по организации санаторно-курортного лечения военнослужащих и членов их семей при военном санатории «Архангельское».
Большинство санаторно-курортных учреждений работают по режиму «сезонных», т.е. закрываются на осенне-зимний период с соответствующим увольнением работников и ежегодным сокращением штата как врачебного, так и среднего медицинского персонала. Без объяснения причин закрыт в 2009 г. военный санаторий «Сочи» (Фабрициуса), на «капитальный ремонт» закрыты санаторий «Адлер», «Десантник», «Тарховский».
Говоря простым языком, создававшаяся десятилетиями уникальная система военной медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения за последние несколько лет была полностью разрушена. Причём без участия Госдепа США. Или всё же с ним? Реабилитация и восстановление военнослужащих не проводится.
Да что там реабилитация. МО РФ не владеет информацией о состоянии здоровья военнослужащих. Никто не знает и не узнает о здоровье солдата или офицера, пока он не попадёт в госпиталь. Ни о какой ежегодной диспансеризации и речи не идёт.
Диагноз очевиден – непрофессионализм: развал медицинского сопровождения боевой подготовки войск и его санаторно-курортного звена привёл к подрыву боеспособности Российской армии.
Пришедшему в МО бывшему министру МЧС С. Шойгу предстоит нелёгкая работа. Пожелаем ему держать подальше от себя всяких «независимых» экспертов, чья независимость уже с лихвой оплачена жизнями и здоровьем наших солдат и офицеров.