Противостояние бывших чиновников налогового ведомства, уютно окопавшихся в Минобороны и оборонной промышленности, достигло точки кипения. До сих пор не заключены договоры на 15% от гособоронзаказа на этот год. Президент требует, премьер доволен, а Сердюков в очередной раз обещает: «Все будет о’кей». Что на самом деле происходит в заказывающих департаментах военного ведомства? Грозит ли социальным взрывом срыв гособоронзаказа? Чем возмущены наши производители? «АН» спросили у председателя Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрея ЧЕКМЕНЕВА.
Лозунг оборонки: «Сердюков – уходи!»
– Андрей Иванович, газета «АН» в №28 от 21 июля этого года опубликовала открытое письмо, в котором вы и лидер ФНПР Михаил Шмаков обвинили министра обороны А. Сердюкова в фактическом срыве гособоронзаказа на текущий год. Есть ли реакция на ваши слова, обращенные к первым лицам страны?
– Не считая слов Сердюкова, что все будет хорошо, реакции не последовало. Тогда мы разослали наше обращение на предприятия ОПК с просьбой проанализировать его и в случае согласия поставить свою подпись. За неделю – несколько тысяч подписантов в поддержку. К сентябрю, к тому сроку, который дал Сердюкову премьер-министр В. Путин, рассчитываем собрать уже сотни тысяч. И тогда мы предъявим их и президенту, и премьеру, и самому министру обороны с требованием принять кадровые решения в отношении Сердюкова. Пусть руководство страны определится: кто ценнее – отечественная оборонка или нынешний военный министр, который своими действиями разрушает обороноспособность государства.
– Жестко. Гособоронзаказ срывается каждый год. Почему именно сейчас первые лица страны обратили на него внимание?
– Видимо, ситуация действительно критическая. Директора оборонки поняли, что вопрос банального выживания их предприятий актуален как никогда. И проблема востребована обществом.
При том что конструктивных решений не принимается, обострение проблемы может произойти осенью. Станет понятно, что оборонзаказ вновь не удастся выполнить по многим позициям из-за позднего заключения договоров по вине Минобороны. Проблемы выплывут и весной, если бардак в заказывающих департаментах МО продолжится и станет ясно, что в марте-апреле 2012 года опять не успеют провести конкурсы.
Это пороховая бочка, которая тлеет, и когда рванет, никому мало не покажется. Сейчас власти пытаются сгладить ситуацию, чтобы не рвануло во время выборов.
Кто Путина за нос водит
– Что сейчас происходит в заказывающих департаментах Минобороны? Остались ли там профессионалы или пришли девушки из налоговой инспекции?
– Этого никто не знает. Черный ящик. Мы лишь констатируем хроническую ротацию кадров, которые занимаются этим вопросом. Сегодня представитель заказчика на одном месте, завтра он уже переведен или уволен. Непонятно, кто сегодня прогнозирует виды вооружений и военной техники (ВВТ) на завтра и послезавтра. Никто грамотно не может сформулировать техническое задание конструкторским бюро, производству, оборонно-промышленному комплексу в целом. И никто не хочет брать на себя ответственность за то или иное решение. Создаются, а потом ликвидируются новые структуры, новые схемы работы с ОПК.
Раньше были монстры оборонзаказа. Тот же Анатолий Ситнов, который все знал досконально: сколько и какой техники нужно будет Вооруженным силам вперед на несколько лет. Сейчас говорить об этом в Минобороны просто не с кем. Тем более что есть тенденция полностью вывести закупку вооружений из подчиненности Минобороны и отдать ее гражданскому ведомству.
– А как оно будет определять потребности армии?
– А это никому не понятно. Видимо, из наличия денег. То есть во главу угла ставятся финансовые ресурсы, а не реальные нужды армии. Будет ли учитываться при этом мнение специалистов – очень большой вопрос. Порочная схема. В Минобороны считают, что оборонная промышленность отдельно, а армия отдельно. Логика торговцев, а не профессионалов.
Они разрушили прежнюю, пусть не безупречную, но рабочую систему и уже четыре года никак не могут собрать новую. Каждый год новые правила игры и каждый год обещания привести системы в рабочее состояние.
– Сейчас август 2011 года, и основные предприятия оборонки не знают, что будут делать в следующем году?
– Ясность более или менее есть только по программе вооружений до 2020 года. Причем по длительным: 2–3-годовым контрактам. Например, по производству «Искандеров», носителей и блоков доставки для СЯС в интересах авиации и ВМФ. По обычным вооружениям – полная неопределенность. По боеприпасам объявлено, что два года закупок вообще не будет.
– Но есть же программа гособоронзаказа, в которой все позиции четко зафиксированы!
– 21 декабря 2010 года премьер-министр Путин подписывает постановление «О Гособоронзаказе-2011». В секретном приложении к нему оговорен полный перечень номенклатуры тех изделий, которые должны быть заказаны. Вплоть до цены. Консультации до этого шли с военно-промышленной комиссией, с Минпромторгом, с Минобороны и каждый директор знал, попал или не попал в этот список, и, следовательно, сохранял штат рабочих, проводил определенные мероприятия под этот заказ.
В первых числах января 2011 года министр обороны собирает совещание и требует сократить оборонный заказ. Постановление правительства было, мягко скажем, скорректировано в сторону сокращения. Причем никому из производственников об этом не сказали, они узнавали все по слухам.
Сокращение открыто признали только 31 мая на совещании у Путина. И ничего! – все сходит с рук Анатолию Эдуардовичу! Он весь в белом выходит и говорит, что «борется». Только непонятно с кем – уже всех победил. А заложники – рабочие. Например, Нововятского завода, который делает управляемые авиационные бомбы и выпускает другую продукцию ГНПП «Базальт». У него заказов нет. И не будет. А предприятие держало штат, платило коммунальные услуги, зарплату рабочим. Работало в убыток.
– А кто такой этот всемогущий и богоподобный Сердюков, который может сократить правительственное постановление, подписанное самим Путиным?
– Просто министр обороны (улыбается). Он вхож к начальству и объясняет ему лично, что это не нужно, это можно сократить. И каждый раз оправдывается: «Все будет хорошо. Но в будущем году». Сейчас убеждает, что в 2012-м все наладится, и в декабре текущего года завершат конкурсы на закупку вооружений и военной техники. В январе все получат аванс. Будем надеяться.
Но почему это нельзя было сделать раньше, например, в прошлом или позапрошлом году? Ведь сорванный оборонный заказ-2010 – практически полностью вина Минобороны. В этом году по ряду позиций он тоже уже невыполним. Но штрафные санкции за его неисполнение на производителей Минобороны накладывает регулярно и с удовольствием.
Из-за них сдача изделий на одну неделю позже – полная потеря рентабельности, свыше недели – предприятие работает себе в убыток.
Дан приказ: «Всем цены снизить!»
– В чем суть расхождений в определении цены на продукцию у Минобороны и предприятий ВПК? Почему вдруг в приказном порядке с Арбатской площади звучит: снизить закупочную цену на 25 процентов?
– В сентябре 2009 года в соответствии с указанием Начальника вооружения Вооруженных сил РФ – замминистра обороны В. Поповкина руководителям приемок на местах было предложено с учетом требований министра обороны уменьшить ценовые показатели стоимости работ (поставок) в ГОЗ-2010 на 15 процентов по отношению к анологичным по ГОЗ-2009. В Минобороны заявили, что оно отменено. Однако, судя по их действиям, эта директива продолжает работать.
– Минобороны упрекает оборонно-промышленный комплекс в том, что тот отказывается от модернизации столь необходимой военной техники, а вместо этого пытается навязать военному ведомству новые разработки по сумасшедшим ценам…
– Неправда. Большинство предприятий в последние годы выживало именно за счет глубокой модернизации и ремонта техники. Были серьезные экспортные заказы. Например, модернизация танков ближневосточного куста. Есть целая программа серьезной модернизации танков Т-72, Т-80 и более ранних. Сейчас на этот сегмент рынка активно входят израильские, чешские, французские заводы. А Россия потеряла миллионы долларов из-за бойкота по Ливии. Сейчас такая же ситуация может сложиться и в Сирии. Значит, будут еще финансовые потери. Это десятки, если не сотни миллионов долларов.
И это на фоне действий «родного» Минобороны. Например, как только руководство Минобороны заявило, что не будет покупать Т-90, индийцы сразу заявили, что будут пересматривать цену на новые закупки этих танков в сторону снижения на 10–15 процентов. Такова цена заявлений генерала Постникова.
– Есть информация, что Минобороны подумывает само модернизировать технику. И планирует поставлять ее на экспорт самостоятельно.
– Об этом не говорят официально, но на своих ремонтных заводах, по неподтвержденным данным, Минобороны начинает само проводить модернизацию бронетехники. И для внутреннего употребления и, возможно, на экспорт.
Это выходит дешевле. Запчасти закупаются по прямым контрактам. Но никто не знает, где, у кого, какого качества. Скорее всего, в Китае. А ответственность за все время эксплуатации несет завод-изготовитель. И если что-то случится – свалят все на завод, Минобороны останется в стороне. Мало было скандалов с ремонтами на коленке из контрафактных деталей?!
Шапками вместо снарядов закидаем
– Уже официально объявлено, что до 2014 года не будет договоров по поставкам боеприпасной группы и спецхимии. Можно ли будет восстановить производство после простоя?
– Всегда боеприпасы заказывались с избытком. Потому что во время боевых действий производство неизбежно будет отставать от потребностей армии. Сейчас, видимо, считается, что Минобороны боевые действия вести не будет. А на учениях обойдутся арсенальными запасами. Но там примерно 90 процентов боеприпасов с истекшим, пусть и продленным, сроком годности. Ими нельзя стрелять – в лучшем случае не полетят или не взорвутся на точке попадания. Например, во время событий в Южной Осетии авиация не могла нанести гарантированное поражение объектов из-за того, что использовались старые авиабомбы со складов. Только новые стали работать.
Остановка боеприпасных заводов на два-три года приведет к тому, что они просто закроются, кадры уйдут и восстановить производство будет невозможно. А через три года Минобороны скажет: «Не можете сделать? Тогда закупим за рубежом». И действительно будет покупать за рубежом, предварительно уничтожив свое производство.
– Есть ли программа утилизации боеприпасов из арсеналов Минобороны, которые постоянно горят и взрываются?
– Нет, их тупо взрывают на полигонах. В России существуют уникальные технологии, которые позволяют безопасно разобрать боеприпасы прямо на месте, так как перевозить их опасно. Причем многое из комплектующих можно было повторно использовать. Многие заводы готовы свои линии перенести к крупным арсеналам и начать работу. Но никаких реальных движений ни со стороны военного ведомства, ни со стороны других структур нет. Рвануло, поляну от осколков расчистили и дальше живем, одной головной болью у Минобороны стало меньше.