Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (ОАО «УКБТМ») долгие годы разрабатывало новый революционный танк «Объект 195». В прошлом году финансирование опытно-конструкторской работы (ОКР), в рамках которой он создавался, было прекращено Министерством обороны (МО) России. Вместо этой программы начата новая, которая называется «Армата». Итак, «король умер – да здравствует король». Каков может быть облик нового «государя поля боя» и что случилось с Об. 195?
«Железный капут» умер
Разработка танка «Объект 195» (часто называемого Т-95, что является неправильным) была начата еще в конце эры СССР в КБ Уралвагонзавода. Предполагалось, что должен получиться танк новой компоновки с мощнейшей защитой и экипажем, находящимся в капсуле отдельно от вооружения и боезапаса.
Об.195 дошел до стадии постройки нескольких партий (по 1–2 машины) опытных прототипов, заметно отличающихся друг от друга. Долгое время танк «не светился». Но в этом году были опубликованы фотографии одного из первых опытных образцов. Машина оказалась очень необычной. Танк выглядит визуально выше и больше современных Т‑90А. Сразу бросается в глаза, что он очень хорошо защищен. Испытатели прозвали его «Железный капут», или «Монстр». Многих из тех, кто увидел его впервые, танк испугал и удивил. Итак, каков же танк, от которого отказалось МО РФ?
Объект 195
Танк Об.195 имеет новую компоновку – экипаж размещен в отдельной бронекапсуле. Вооружение и боекомплект – в отдельном автоматизированном боевом отделении, увенчанном башней. Моторно-трансмиссионный отсек – в корме. Он прекрасно защищен в лобовой проекции, а также с бортов и сверху. Экипаж изолирован от боевого отделения и моторного отсека и может не опасаться пожара или взрыва паров топлива и подрыва боекомплекта.
Башня необитаема, поэтому узка. Основное вооружение в ней расположено высоко, что тоже является преимуществом. Поэтому танк может стрелять из-за заборов или холмов, только высунув орудие и приборы наблюдения. Машина вооружена гладкоствольной 152 мм пушкой, способной применять новые управляемые ракеты с дальностью до 8 км.
Могущество подкалиберного снаряда позволяет «Монстру» пробивать абсолютно любой танк НАТО в любой точке лобовой проекции и уничтожать его одним выстрелом. Экипаж наблюдает обстановку на поле боя на экранах, куда сводится информация с телевизионных, тепловизионных и лазерных каналов системы управления огнем. На мониторы поступает также информация от соседних танков и командования.
Машина оснащена мощным дизелем (1600 л.с.) и гидромеханической автоматической трансмиссией. При довольно приличных размерах и мощнейшей защите танк получился достаточно легкий. Утверждают, что он весит не более 55 тонн.
Почему отказались от Об. 195
Возникает вопрос – почему же МО России вдруг отказалось от такого чуда? Были ли объективные причины? На наш взгляд, были.
Одной из них является высокая цена. Говорят, опытный образец танка стоит около 400 млн. рублей. Конечно, в серии он будет дешевле, но это все равно дорого. Еще одной причиной является неготовность промышленности к выпуску такой машины в товарных количествах. Многие смежники просто неспособны обеспечить его комплектующими.
Но самое главное – танк создавался для прорыва в будущее, которое не наступило. В конце 80-х ожидалось, что Об. 195 будет противостоять новым западным танкам – американским и немецким. Однако ни «Леопард-3», ни американский FMBT так и не появились на свет. Все программы разработки новых танков на Западе были закрыты.
Поэтому приняли решение сделать более простой и дешевый танк. Получится или нет – покажет время. Именно поэтому Уралвагонзавод параллельно с работами по «Армате» доводит 195-й на свои средства.
Какой может быть «Армата»
Само слово «армата» происходит от латинского arma («оружие»). Так в XIV веке на Руси называли примитивные пушки. Однако надо понимать, что шифры ОКР очень часто не несут никакой смысловой нагрузки. В именах нового оружия можно встретить и название садового вредителя, досаждающего на даче ответственному за выбор шифра офицеру, и драгоценных камней, и рек, цветов, и даже прозвище любимой собаки.
Задание на разработку «Арматы», или нового «перспективного ряда тяжелых унифицированных платформ поля боя», выдано УКБТМ достаточно недавно. Говорят, работы хорошо финансируются и идут достаточно споро. «Ряд платформ» – это танк, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, тяжелая БМП и тяжелый штурмовой БТР. Возможно, будет разработана и боевая машина поддержки танков (БМПТ).
Учитывая жесткие сроки (в 2015 г. новый танк должен пройти испытания и поступить в серию), можно предположить, что будет максимально использован наработанный багаж «Железного капута». Вероятно, получится «диетический супертанк» – те же компоновка, принципы, технологии. Но он станет несколько меньше, легче, проще и дешевле Об. 195.
Можно попытаться представить себе его облик. Танк «Армата» будет весить меньше Об.195 – около 50–52 тонн. И возможно, иметь шасси с традиционными для наших танков шестью парами опорных катков, а не с семью, как на Об.195. Но вероятно и семикатковое шасси. В целях снижения цены и упрощения производства откажутся от широкого использования титановых бронесплавов. Следовательно, танк окажется защищен чуть хуже «старшего брата».
Компоновка «Арматы» будет идентична Объекту 195 – мощная бронезащита, за ней бронекапсула с экипажем, далее автоматизированное боевое отделение с необитаемой башней сверху, затем моторный отсек. Орудие точно так же расположится достаточно высоко. Наверняка конструкторы используют наработки Об.195 по автомату заряжания, по форме корпуса, по структуре бронезащиты. Танк оснастят встроенной динамической защитой нового поколения и комплексом активной защиты.
Считается, что «Армата» будет вооружена 125 мм гладкоствольной пушкой повышенного могущества. Это же орудие ставится и на новый вариант Т-90АМ. Возможности пушки достаточны для поражения любого перспективного танка НАТО.
Есть информация и о том, что на танке установят электротрансмиссию. В этом случае двигатель работает на генератор, а гусеницы вращают электромоторы. Такая схема легче традиционной, поэтому сэкономленный вес можно использовать для дополнительной брони. Однако в плане надежности она более рискованна. Двигатель танка будет дизельным, мощностью примерно 1400–1600 лошадиных сил.
При таком раскладе «Армата» может занять достойное нашей страны место – лучшего танка мира. Все предпосылки для этого есть. Сложнее обстоят дела с ценой. Еще сложнее – с позицией МО России. Вдруг в 2015 г. опять кому-то придет в голову идея «сменить концепцию»?