Аргументы Недели → Армия № 29(219) от 29.07.2010

Тучный младенец F-35

, 18:07

Презентация нашего новейшего истребителя 5-го поколения Т-50 с новой силой оживила интерес к его зарубежным конкурентам. Выясняется, что у наших заокеанских соперников все совсем не безоблачно.

Основным противником нашего самолета является американский тяжелый истребитель F-22A «Рэптор». Это отличный мощный и скоростной перехватчик, но он очень слаб при работе по наземным целям. Крест на его карьере поставила цена. F-22A выпуска 2008 г. с учетом цены разработки и прочих расходов стоил порядка 355 млн. долл. – Т-50 обещают почти в четыре раза дешевле. Соотношение «тонна золота за тонну самолета» не понравилось Конгрессу. После закупки 183 штук производство будет закрыто. А главным соперником Т-50 среди самолетов 5-го поколения станет F-35 «Лайтнинг-2», создаваемый по программе JSF.

Един в трех лицах

Когда начиналась программа JSF, многим казалось, что ничто не может потревожить власть «властелина мира» – США. Россия была занята своими внутренними проблемами и лежала в руинах, Китаю тоже было наплевать на окружающий мир. Поэтому во главу угла была поставлена не боевая эффективность, не высокие технические характеристики, а цена.

Хотелось получить недорогую платформу для доставки высокоточного оружия на головы «непокорных зулусов» из «стран-изгоев», способную, однако, вести дальний ракетный бой. Западные аналитики тогда в очередной раз «похоронили» ближний воздушный бой, считая, что все решат маневренные и скоростные ракеты средней дальности и совершенная РЛС малозаметного самолета.

В итоге F-35 был разработан в трех модификациях: F-35A – для ВВС, F-35B – укороченного взлета и вертикальной посадки для корпуса морской пехоты и для легких авианосцев, F-35C – для палубной авиации ВМС. Предполагалось, что самолеты выйдут унифицированными на 70–80%, а цена самолета в начале разработки определялась в 45–50 млн. долларов.

Худший самолет по большей цене?

С самого начала требования по максимальной скорости были весьма скромными – около 1750 км/ч на большой высоте. Тут он уступает абсолютно всем истребителям, даже устаревшим. А ведь чем выше крейсерская и максимальная скорости, тем быстрее самолет выйдет на рубеж перехвата противника. Или выйдет из боя, если дела пошли плохо. А F-35 из боя выйти не сможет – догонят и собьют. Получился самолет для «рыцарей без страха и упрека».

Уступает он всем современным истребителям и по скороподъемности, например, тому же МиГ-29 в 1,5 раза. Да и по тяговооруженности F-35 проигрывает абсолютно всем истребителям 4-го поколения, даже китайскому J-10A. Изменяемый вектор тяги отсутствует. В результате маневренные данные самолета таковы, что в ближнем воздушном бою он уступает МиГ-23МЛД, снятому с вооружения ВВС РФ истребителю 3-го поколения.

Но, может, он в дальнем ракетном бою заставит содрогнуться потенциального противника? Да, он будет оснащен хорошей РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом. Вот только Су‑35С, оснащенный намного более мощной РЛС «Ирбис», увидит его на дистанции до 240 км, тогда как F-35 сможет обнаружить его на дистанции порядка 150 км. Учитывая возможное наличие на борту Су-35С ракет большой дальности, которых «Лайтнинг» не имеет, бой может закончиться раньше, чем F-35 увидит противника. В бою с Су-30МКИ шансы американца выше. Но если он не сбивает «сушку» первой же ракетой и та выходит на ближнюю дистанцию, – «Лайтнингу» конец в маневренном бою.

Увидев результаты компьютерного моделирования боев F‑35 с потенциальными противниками на Су-30МКИ и Су-35, один из представителей австралийского заказчика сказал в сердцах, что «сухие» избивали «Лайтнингов» как охотники беззащитных пингвинов. Координатор программы F-35 в Пентагоне генерал Дэвис в ответ сравнил свой самолет со скаковой лошадью среди собак. Генерала-оратора уволили сразу после того, как в России взлетел Т-50. Видимо, после пережитого шока понадобился стрелочник.

F35 является малозаметным самолетом, и оружие в большинстве случаев должен нести на внутренней подвеске. И несет он в двух отсеках в варианте истребителя четыре ракеты средней дальности. А если внутри каждого отсека по бомбе, то ракет влезает только две. На внешней подвеске он может нести еще до восьми ракет. Но в этом случае теряет свое основное преимущество – малозаметность.

Ударный самолет из него никакой. Нагрузка самолета в малозаметном режиме оказывается совсем небольшой – 1–2 т, как у самолетов 50-х годов.

Неменьшей проблемой F‑35 является его вес. Самолет, который считается легким истребителем, по техзаданию, должен был весить менее 11 тонн. А теперь, согласно официальным данным «Локхид-Мартин», пустой F-35 весит 13,3–15,8 тонны. А полный вес – от 27,3 до 31,8 тонны. Это больше, чем у тяжелых истребителей F-15C «Игл» или Су‑27. Только вот «сушки» и «иглы» несут и больше оружия, и дальше, и быстрее.

Получился типичный американский ребенок, которого все так любили, что перекормили гамбургерами, – тучный и капризный.

Разработчики ведут беспощадную борьбу с весом, как девушка, купившая себе вечернее платье за большие деньги, но не влезшая в него. Компания идет даже на замену или отказ от узлов, повышавших боевую живучесть машины, лишь бы выиграть килограммы.

Дорого и долго

Но главная беда – рост стоимости программы F-35, которая растет постоянно и неудержимо. «Дешевый» самолет уже подорожал втрое и стоит 160 млн. долл. за штуку. А для партнеров вроде Израиля цена уже зашкалила за 200 миллионов. И это при том, что поступление F-35 на вооружение откладывается уже на 2016 г., а то и далее.

В итоге Дания и Австралия не стали ждать и закупают гораздо более сбалансированный самолет F/A-18E «Супер-Хорнет» фирмы «Боинг». Турция тоже намерена отказаться от закупки сотни F-35A, заменив их F-16С собственной сборки. Проголосовал за отказ от закупки F-35A и голландский парламент, хотя эта страна участвует в программе и уже закопала 800 млн. сольдо под деревом в стране дураков имени «Локхид-Мартин».

А есть ли что-то хорошее в F-35?

Неужели вся программа F‑35 – сплошная сага о разграблении бюджета в особо крупных размерах? Нет, конечно.

Если отвлечься от проблем падения уровня совести у производителя, то самолет-то не настолько плох. Инженерам «Локхид-Мартин» просто поставили малорешаемую задачу – скрестить ужа и ежа без применения генной инженерии, т.е. получить и малозаметный истребитель и ударный самолет, да еще и дешевый, и для разных условий эксплуатации. Те ее и решили как смогли. И местами решили хорошо.

Была создана отличная удобная кабина. Создана современная, расширяемая и модернизируемая архитектура самолета. Самолету создали приличную РЛС небольших размеров и удачную систему управления вооружением. Двигатель получился очень мощным, правда, заплатив за это страшной шумностью и не вытянув тяговооруженность машины из-за роста массы.

А «вертикалка» F-35B – и вовсе прорыв в морской авиации. Это будет первый серийный сверхзвуковой самолет такого типа.

В любом случае ВВС США выбирать теперь не приходится. Несмотря на карательные меры по отношению к «Локхид-Мартин» (в начале года МО США наказало корпорацию на 600 млн. долл. премии, которую удержало за задержку программы), увольнение чиновников Пентагона, рост осознания, что самолет проигрышный и «золотой», других вариантов уже нет. Старые F-15 и F-16 скоро будут массово списываться, и летать станет не на чем. Поэтому ужмут планы поставок, но F-35 до серии все-таки доведут.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram