Товарищ Ху Цзиньтао, судя по трансляции, с очень большим интересом смотрел парад – как его историческую, так и современную часть. В Китае чтят Победу и победителей и уважительно относятся к современной России. Председатель КНР наверняка сравнивал московский Парад с недавним парадом в честь 60-летия образования КНР в Пекине.
По численности участников, прошедших пешим строем, китайцы остались далеко позади – всего лишь 5 тыс. участников, а в российском параде прошли пешим строем более 10 тыс. человек. К тому же у нас не было показных «коробок» фотомоделей в форме. А вот механизированная колонна в Пекине была намного больше нашей – около 500 единиц техники 52 различных модификаций в 30 «коробках». В Москве же прошла 161 единица боевой техники в 15 парадных «коробках».
Это связано с тем, что пекинская площадь Тяньаньмэнь намного больше Красной. Красная площадь после восстановления Иверских ворот и постройки комплекса на Манежной – не самое удобное место для проведения парадов. Численность механизированных колонн и ширина их прохождения по площади ограничены.
Поэтому, например, техники, предназначенной для ВДВ, в этот раз не было. Не было «Торов» и «Тунгусок», который год не попадают в колонну танки Т-80У – ради показа других новинок и исторической техники приходится ими жертвовать.
Цели у парада были тоже иные. Китайцы хотели показать вообще все, что только есть у Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В том числе и технику, созданную с российским участием (см. «АН» №41 от 15 октября 2009 г.). А мы чествовали победителей и Победу. На параде 2010 г. было представлено немало новинок наряду с образцами, участвовавшими ранее. Если сравниваться с китайцами – танки Т-90А, БМП-3, «Мста-С», «Смерчи» уж точно будут получше своих китайских «полуклонов», созданных с нашим участием.
Разведывательно-патрульная бронемашина «Дозор», зенитно-ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1» вообще впервые на параде. Для тяжелой огнеметной системы ТОС-1А «Солнцепек» это тоже дебют, несмотря на то что первый вариант – ТОС-1 с не менее ироничным для такой системы шифром «Буратино» работал еще в Афганистане.
«Солнцепек» способен «запечь» противника 220-миллиметровыми неуправляемыми ракетами с термобарическим и зажигательным оснащением на дистанции до 6 км. В связи с тем, что ТОС-1А предназначен для непосредственной поддержки войск на поле боя (что и является основным отличием системы от «Градов», «Ураганов» и «Смерчей»), он выполнен на танковом шасси и солидно бронирован. Система уникальна, и в этом классе у нее нет конкурентов вообще.
Также впервые был на параде подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) «Тополь‑М», хотя в этом году сформирован первый дивизион новейших ПГРК «Ярс» с разделяющимися головными частями. У китайцев есть ПГРК DF-31A, но это система даже не другого поколения, это другой век.
А вот авиагруппы у нас и китайцев по количеству были вполне сравнимы – у них прошел 151 самолет и вертолет, а у нас 127. Но если сравнить качественный состав – ничего похожего на российские стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, истребители-перехватчики МиГ‑31Б и истребители-бомбардировщики Су-34СМ, вертолеты Ми‑28Н и Ка-52А у китайцев попросту нет. Совершенно иначе было организовано и прохождение – над Пекином самолеты шли несколько выше и в не столь плотных построениях, как над Москвой. Ни о каких «интервал 3–5 метров, дистанция 1–3 метра», как у «Русских Витязей» со «Стрижами», и речи не шло.
В авиационной части парада новинки тоже были. Выполнявшие сложнейшую фигуру в виде цифр «65» 12 истребителей МиГ‑29СМТ и 11 штурмовиков Су-25СМ на парадах еще не участвовали, хотя Су-25СМ уже успели повоевать с грузинами. Дебютировали и недавно появившиеся в ВВС учебно-боевые самолеты Як-130. Китайцы сейчас испытывают созданный с помощью закупленной у ОКБ им. Яковлева документации, немного переделанный его клон L-15.
Также в первый раз на нашем параде был представлен малоизвестный самолет – воздушный командный пункт (ВКП) Ил-80, он же – Ил-86ВКП. Этот гигант предназначен для обеспечения надежного боевого управления ВС РФ в период глобальной войны. Во время нее полагаться только на многочисленные основные и запасные защищенные подземные командные пункты нельзя. Поэтому существуют мобильные и воздушные КП на вертолетной и авиационной базе. От обычного 86-го Ил-80 отличается и внешне – «горбом» с аппаратурой спутниковой связи и боевого управления, отсутствием иллюминаторов, многочисленными антеннами на корпусе, контейнерами с аппаратурой под крылом. Самолет оснащен защитой от ядерного оружия. Самолет Президента РФ Ил-96-300ПУ тоже является ВКП.
Поэтому вполне вероятно, глядя на это великолепие, председатель КНР задумался о том, что еще можно купить у России для своей армии. И еще о том, что воевать с такой страной бесполезно. Лучше «задушить в объятиях».