Аргументы Недели → Армия

Минобороны улучшило кашу солдат, теперь дело за культурой

, 12:39

Конфликты в армии – неисчерпаемая тема для диалога и споров.  «Агрессия по отношению к сослуживцам – невыводимое пятно на репутации конкретной части и российских вооруженных сил в целом», - так думает большинство. Военный комиссар Томской области Юрий Жуков когда-то прокомментировал ситуацию с конфликтами и возникновением неуставных отношений среди солдат-срочников: «Начинать решать эту проблему надо с семьи. Сейчас призывники приходят и двух слов связать не могут, у них мамы как переводчики выступают. Не знают даже года рождения родителей, не говоря уже о месяце и числе. Не знают дат Великой Отечественной войны. Бытует мнение, что в армию надо отдавать на перевоспитание. Но армия — не воспитательный аппарат. Воспитывать надо в детском саду, в школе, в семье. А в армию человек идет выполнять свои обязанности как сформировавшийся гражданин», — подчеркнул Юрий Жуков.

Сложно не согласиться. При этом мы часто слышим, что армия это «воспитательный орган». Школа, родители, улица – все это словно и не должно формировать психику и делать человека зрелым. Вот армия – это да. Разве это логично? По праву армейский опыт признан одним из важнейших в жизни мужчины. Что-то вроде «школы жизни», - так говорят. Но это отнюдь не значит, что каждому, приходящему в вооруженные силы, командир части будет, как воспитатель, завязывать шнурки на берцах. К несчастью, вопрос «служить - не служить» на сегодняшний день стоит не как осмысленный выбор жизненной позиции, а именно как решение в пользу более или менее комфортных условий существования. Проще остаться на гражданке и позволить родственникам и дальше чистить твои ботинки.

Сейчас армейский быт налажен так, чтобы недавние школьники смогли быстрее адаптироваться к новой среде, а количество стресса снизилось до допустимого предела. Ежедневные физические нагрузки компенсируются хорошей едой, комфортной формой одежды, и даже заботой со стороны людей, охраняющих бытовое благополучие наших солдат. Но и это не долго держит новобранцев в узде. Часто заведующие производственной частью военных городков делятся, что да, конечно, прибыв на место исполнения, каждый юнец ценит те блага, которыми армия обеспечила современных военнослужащих. Но спустя несколько месяцев  «в строю» появляются и такие ребята, которым мало того, что у них есть. Начинаются шутки в адрес поваров казарменных столовых, а воспитания не хватает даже на то, чтобы убрать за собой посуду. Конечно, находятся и те, кто всем доволен: проходят мимо столов раздачи с мобильным телефоном в руках, довольно рассказывают родственникам, чем кормят. Видели бы это те, кто служил в девяностых!

Истые патриоты, конечно же, ругают комитеты солдатских матерей за потакание «молодым и распущенным», желающим «откосить». По правде, это не так. Комитеты лишь помогают действительно не имеющим возможности служить реализовать свои права. А тем, кто годен – знать, как вести себя, прибыв на место исполнения. И вот тут начинается самое интересное. Как показывает опыт, годный с точки зрения психофизических показателей может оказаться инфантильным школьником, только что оторванным от учебников и маминой юбки. Да, армия перевоспитывает. Но, как один из инструментов защиты от внешнего врага, по сути, направлена на создание профессиональных воинов. Которые заранее должны быть готовы ко всем испытаниям и лишениям (на сегодняшний день – разумным), которые несет в себе казарменный быт и учеба. И эта готовность – дело рук тех, кто воспитывал каждого новобранца до совершеннолетия.

Тем не менее, не смотря на заметное улучшение быта наших солдат в этом году, нынешний призывник не стал менее капризным. Здесь – не о серьезных нарушениях психики, а о банальном подростковом привлечении внимания к себе: «Любой солдат, который себе вены «чиркает», отправляется в прокуратуру для разъяснения. Это не суицид, это демонстративные попытки, когда они хотят показать, что им не хочется служить. Мы кладем их в госпиталь, если там подтверждается, что они психически нездоровы, то их увольняют», - рассказал корреспонденту Slo-vo.ru замполит воинской части №51460 Дмитрий Рачук.К сожалению, иногда молодые бойцы действительно оказываются не готовы к тому, что в строю, грубо говоря, все равны. Как в любом коллективе здесь возникают проблемы. И, конечно же, ни шведским столом, ни разнообразным трехразовым питанием, ни часом на послеобеденный сон, который в этом году Минобороны подарило «мельчающим» призывникам, не исправить уже сформировавшегося характера молодых солдат. Здесь речь идет об изначальном воспитании – за пределами казарм.

В этом году, по статистике, уже более 65%  призывников Южного военного округа выразили желание честно выполнить свой воинский долг. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос более чем на 20%. Еще 35% сообщили, что будут служить, подчиняясь закону. Показатели радуют, однако военные все же взяли на вооружение расхожее «Армия воспитывает мужчин». Немного перефразировав – сейчас Минобороны планирует воспитать не просто «мужчин», а «граждан». Так, со студентами и учащимися колледжей проводят доармейскую подготовку: беседы и встречи, в которых рассказывают о необходимости толерантности в армии, терпимого отношения к нациям, их культурам, менталитету, установлению дружеских и служебных взаимоотношений в воинских коллективах. Помимо этого, с каждым днем становится очевидно: одним «шведским столом» нашим солдатам культуру не привить. 10 часов свободного времени, которое появилось у срочников после переноса всех бытовых забот на плечи компаний-аутсорсеров, молодые бойцы будут тратить не только на тренировки и обучение воинской профессии, но и на чтение учебника по истории своей страны, а точнее – её армии.  Для военнослужащих выпустят краткий единый курс. Разработкой пособия займутся  «Российское военно-историческое общество» и НИИ Военной академии Генштаба. Так  будут прививать культуру тем солдатам, которых не смогли воспитать ни родители, ни школьные учителя. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram