
Начнём, пожалуй, с цитирования главного документа страны – Конституции Российской Федерации. Русским по белому в статье 3 записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». И далее: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Из этого следует вполне логичный вывод, что все государственные чиновники: депутаты разных уровней, сотрудники министерств и ведомств и другие чиновники – есть «слуги народные». Которые, как язвительно шутили в перестроечные времена, «лучше народа живут». И сейчас мало что изменилось.
Депутаты, депутаты, а я маленький такой
Формально считается, что депутаты –прямые выразители народной воли, так как прошли через горнило выборов. Вопрос юридически спорный, так как нынешняя избирательная система достаточно запутанна и предполагает как мажоритарную, так и пропорциональную и смешанную систему выборов депутатов представительных органов власти.
В первом случае избиратели голосуют за конкретные фамилии. Во втором – половина личного состава избирается из обезличенных партийных «котов в мешке». Но, как говорится, dura lex, sed lex – «закон суров, но это закон».
Сколько всего депутатов различного уровня (тем более муниципального) было в стране в прошлом году, не знает даже вездесущий нейро. Так и пишет: «Число муниципальных образований постоянно меняется». Но за 2023 год, со ссылкой на данные Минюста, выдаёт цифру в 221 500 мундепов. Другие сайты скромнее в оценках: от 70 с лишним тысяч до ста с небольшим. В общем, тёмный муниципальный лес.
Всего, по данным Росстата, на начало января 2024 года в стране насчитывалось 17 747 муниципальных образований. В среднем, по мнению экспертов, муниципальные думы состоят из трёх депутатов. То есть очень приблизительно оных около 53 тысяч.
Но, например, есть такой Алеутский муниципальный район, на территории которого проживает 615 человек. У образования есть своя дума, состоящая из одного (!) депутата, бюджет, сайт и прочие признаки самостоятельности. Правда, говорить о плюрализме мнений и дискуссиях в парламенте в такой ситуации как-то неловко.
Одно радует: формально муниципальные избранники не получают чётко установленной фиксированной оплаты своего нелёгкого труда. Сумма зависит от множества факторов, в частности от наличия в муниципальном образовании серьёзного налогоплательщика и, следовательно, наполняемости местной кубышки. Им могут выписывать премии и компенсации из муниципальных бюджетов, куда ручейками стекаются доходы от земельного налога, налога на имущество физлиц, НДФЛ, а также многих других налогов.
Оценить реальные доходы самых мизерных по влиянию народных избранников, к сожалению, невозможно. С 2022 года закон позволяет не публиковать декларации, чем они с удовольствием и пользуются. Во всяком случае, на сайте «золотого» Одинцовского района Московской области депутаты есть, но деклараций или иных сведений о доходах нет. Очень скромные люди!
Правда, эта скромность улетучивается куда-то, когда «слуги народные муниципальные» голосуют за бюджет своего собственного содержания. И хотя это «содержание» предусмотрительно размыто по многим статьям, но вкупе оно составляет десятки миллионов рублей. А подобных Одинцово муниципальных образований, напомню, у нас в стране более 17 тысяч.
Регионеры и небожители
Регионеры, или депутаты региональных (республиканских, краевых, областных и т.д.) парламентов, более структурированы и легче поддаются подсчёту. Например, в республиках численность депутатов составляет 1316 человек, в среднем около 60 депутатов на республику. Республикой с наибольшим по соотношению количества жителей на одну душу депутата является Алтай. Там, среди горнолыжных курортов для очень богатых россиян, 68 депутатов при населении 218 063 человека (коэффициент – 3206 жителей на одного депутата). Полная противоположность – Татарстан: 100 депутатов, население 3 894 284 человека, то есть один избранник почти на 39 тыс. душ.
В краевых парламентах нашей Родины числится 451 избранник на 9 краёв – в среднем по 50 депутатов на край. Наибольшее число депутатов на душу населения приходится на Камчатский край, наименьшее – в Краснодарском крае. В первом всего-навсего 28 депутатов, при численности населения 315 с половиной тысяч человек. Зато в краю самой дорогой земли в России 70 депутатов при населении 5 603 420 человек.
Самая распространённая территориальная единица – это область. Областных депутатов у нас в стране 2059 человек. В среднем около 45 депутатов на область. Наиболее обжитыми депутатами стали Магаданская область (21 депутат на 144 тыс. магаданцев) и Псковская (44 депутата на 637 тысяч).
Не стоит забывать и Еврейскую автономную область с 19 депутатами, а также автономные округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский АО – Югра, Чукотский и Ямало-Ненецкий АО). Во всех 94 депутата.
Приплюсуем к ним три города федерального значения: Москва с 45 депутатами, Санкт-Петербург с 50 неприкосновенными лицами и Севастополь с 24 избранниками.
Всего в РФ – с учётом состава Госдумы, а также депутатов областных, городских, окружных, краевых и республиканских образований – получается 4508 избранников.
Как уже говорилось выше, содержание депутатского корпуса регионального значения – военная тайна. Конечно, как и всякая тайна, она может быть раскрыта. Например, областные бюджеты пока не засекречены. Возьмём бюджет глубоко дотационной Псковской области. На расходы, связанные с функционированием органов госвласти, иначе – общегосударственные вопросы, в бюджете заложено 1 054 114 тыс. рублей. В том числе какие-то крохи в размере почти 8 млн на деятельность региональных депутатов, 5, 5 млн – на представителей области в СФ. Десять с небольшим миллионов – на депутатов Госдумы и их помощников, 35 млн – на главу области. И 687 млн – на «другие общегосударственные вопросы». Остаётся только догадываться – какие.
Вы часто слышали фамилию Козловский Александр Николаевич? А это и есть депутат Госдумы от Псковской области. Депутатская элита.
Как и содержание любой элиты, содержание 450 депутатов штука затратная. Как писали «Ведомости», в проекте бюджета на 2025 год на обеспечение деятельности Федерального собрания предусмотрено 22, 6 млрд рублей, из которых работа Госдумы обойдётся почти вдвое дороже, чем работа Совета Федерации, – 14, 8 млрд против 7, 7 млрд рублей соответственно.
Вот основные статьи расходов. Зарплата и соцвыплаты депутатам Госдумы и их помощникам – 7, 3 млрд рублей, из которых 2 млрд рублей уйдут на обеспечение деятельности парламентариев и их помощников в избирательных округах. Выплаты персоналу нижней палаты парламента – 5 млрд рублей. Закупка товаров, работ и услуг – 2, 5 млрд рублей. Во сколько обходится один депутат для народа, подсчитайте сами. Кстати, по словам экспертов, в 2025 году уровень бедности в России составит 8, 42% (12, 3 млн человек) от общего числа населения.
При таких окладах и социальных льготах депутаты должны быть (и есть!) умом, честью и совестью нашей эпохи. Однако отдельные инициативы отдельных слуг народа оставляют странные ощущения. На днях Госдума лишила полномочий депутата, годами (!!!) не являвшегося на заседания. Такие «слуги народа», конечно, не нужны.