Депутаты ЗакСобрания Иркутской области обсудили пассажирские перевозки
№ () от 30 июля 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]
С рабочей поездкой Усть-Илимск и Усть-Илимский район делегация Законодательного Собрания Приангарья посетила на прошлой неделе. 22 июля на выездном совещании под председательством спикера областного парламента Александра Ведерникова депутаты обсудили проблемные вопросы организации пассажирских перевозок по регулярным и садоводческим маршрутам. В дискуссии участвовали члены регионального правительства. О больных для территорий транспортных проблемах рассказали мэры территорий и председатели муниципальных дум. Прозвучали конкретные предложения — как сделать так, чтобы люди не гадали, придет или нет автобус, и могли спокойно добраться, куда нужно. И чтобы перевозчики из-за нерентабельности не открещивались от маршрутов, и льготников возили охотнее. На самом деле конструктивные рекомендации по совершенствованию подхода к организации перевозок давно проработаны, говорят парламентарии. Теперь дело за профильными министерствами.
Началась рабочая поезда депутатов в Усть-Илимск и район с посещения аэропорта — обсудили вопросы доступности авиаперелетов для жителей северных территорий. Затем в фокусе внимания оказались пассажирские автобусные перевозки. Открывая рабочее совещание, где в повестке этот вопрос значился первым, председатель ЗС региона Александр Ведерников подчеркнул, что депутатский корпус постоянно держит тему на контроле, а в преддверии каждого летнего сезона проверяет, как организованы садоводческие маршруты.
В этом году, проанализировав ситуацию, после депутатского часа, посвященного работе пассажирского транспорта в Приангарье, было принято постановление с рекомендациями областному правительству. В него включили и пункт, призывающий рассмотреть возможность увеличения объёма финансирования мероприятий по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения к садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам. Распутица — одна из причин нежелания перевозчиков выходить на маршруты. А вообще, конечно, в транспортной сфере проблем накопилось немало.
Сами дачники тоже активно сигнализируют своим депутатам о сложностях. Глава регионального парламента рассказал, что к депутатам обратились жители Усть-Илимска, они в этом году столкнулись с проблемами при поездках на межмуниципальных и садоводческих маршрутах. Впрочем, усть-илимцы в такой беде не одиноки, схожая ситуация характерна и для других территорий области. И решать ее нужно системно, настаивают парламентарии.
На выездном совещании депутаты и мэры территорий с интересом заслушали позицию представителей областного правительства по обозначенной — довольно острой — проблематике. Временно замещающая должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства региона Татьяна Писарик рассказала, что в регионе создается единая схема маршрутной сети. Она призвана исключить дублирующие муниципальные и региональные перевозки. Также областной минтранс подготовил документ, корректирующий субсидии перевозчиков — предполагается рассчитывать их, исходя из фактических затрат предпринимателей.
С докладом от профильного комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области выступила вице-спикер и глава комитет Наталья Дикусарова. Она обратила внимание: за последние пару лет на площадке ЗС уже дважды вопросы транспортной доступности и транспортного сообщения обсуждались на площадке областного парламента, в июне 2023 и потом через год. Скажем честно, пока мало что изменилось. Правительство Приангарья заявляет, что ищет варианты решений и готово пробовать новые механизмы регулирования отрасли пассажирских перевозок. Областные парламентарии советуют не изобретать велосипед и опираться на успешные практики других сибирских регионов. За примерами далеко ходить не нужно. Можно вникнуть в наработки Красноярского края, Новосибирской области и других соседей. Депутаты так и сделали. И ЗС уже направляло в адрес правительства и профильного министерства рекомендации по изменению подхода к организации перевозок.
«Проблем много. Нужен единый подход к организации автобусных перевозок. Нужна единая комплексная программа», — еще раз заявила в контексте состоявшегося в Усть-Илимске совещании Наталья Дикусарова. И напомнила, что депутатские рекомендации касаются увеличения доли маршрутов с регулируемыми тарифами, пересчета нормативов возмещения затрат частных перевозчиков на обслуживание льготных категорий граждан, обновления подвижного состава, подготовки водителей.
Сейчас, констатируют парламентарии, катастрофически мало маршрутов с регулируемым тарифом (его устанавливают органы госвласти, а перевозчику компенсируют разницу между стоимостью проезда и реальными затратами). Доля таких маршрутов в общем объёме у нас в области составляет порядка 6%. Цифра ориентировочная (причем, в каких-то районах она вообще стремится к нулю), но явно не сопоставимая с более благополучными в транспортном отношении субъектами РФ, где этот показатель больше в раз в десять.
Наталья Дикусарова подчеркнула, что сейчас в Иркутской области практика введения регулируемых тарифов на пассажирские автобусные перевозки характерна для крупных муниципальных образований. А что по остальным территориям? Да, там проблемы, возможно, звучат менее резонансно, но это не означает, что их можно игнорировать. Люди в небольших отдаленных поселках заслуживают не меньшего внимания и заботы. И депутаты, бывая у себя в округах, в районах, регулярно слышат сетования жителей территорий, местных властей, которым самостоятельно с транспортными задачами справиться нереально. Потому ЗакСобрание и обращается к правительству региона: надо всем вместе основательно браться за решение проблем.
Кроме тарифной политики стоит серьезно озадачиться состоянием самих автобусов, выходящих на линию. От него зависит не только комфорт, но и безопасность пассажиров. Опять же в больших муниципалитетах, в областном центре обновление автобусного парка идет в лучшем темпе, но не нужно забывать и о других нуждающихся территориях.
Также на совещании прозвучала тема подготовки водителей для работы на регулярных маршрутах. Их готовят в единицах автошкол по области, заметила Наталья Дикусарова. А водители категории D нужны и для общественного транспорта, и для школьных автобусов, и в других сферах. Решение кадровых вопросов тоже можно было бы обозначить в комплексной областной государственной программе.
О нехватке и обучении водителей упомянула и Лариса Павлова, председатель думы города Братска. Город предпринимает свои меры для увеличения числа тех, кто может сесть за руль пассажирского автобуса. Чтобы обеспечить относительно адекватную, конкурентную зарплату водителей, приходится поднимать стоимость проезда. Кроме того, муниципалитет софинансирует затраты на обучение в автошколе. В зимний период удается привлекать шоферов из сельской местности, но в жаркий, в плане потребности в перевозках, сезон, сельчане возвращаются в свои деревни, где тоже летом дел много. Так что кадровый дефицит не решен. Специализированные центры подготовки водителей нужны.
Ещё одна актуальнейшая проблема связана с проездом льготников. «Частники» очень часто отказываются перевозить эту категорию пассажиров на маршрутах с нерегулируемым тарифом. «И заставить их это делать невозможно. Работа в этом направлении ощутимых результатов не даёт, — говорит Наталья Дикусарова. — Вот и получается, что человек своим трудом заработал льготу на проезд, или в связи с заболеванием, иными основаниями имеет право на такую льготу, а воспользоваться ею не может».
Кроме того, в своем сообщении в социальных сетях, посвящённом проблематике пассажирских автобусных перевозок, Наталья Дикусарова рассказала еще об одной характерной ситуации: «У предпринимателя нет валидатора, и он не возит льготников в связи с этим. Заставить его купить валидатор мы тоже не можем, нет достаточных оснований. Это недопустимо. Столкнулась с этой ситуацией со своими льготниками в районах избирательного округа. И валидаторы предпринимателям покупала, и в ручном режиме сейчас организуем проезд льготников в Тайшетском районе. Но это не дело. Система господдержки должна работать как часы. Поэтому мы снова и снова возвращаемся к этому вопросу, медленно двигаясь к решению многочисленных проблем в сфере перевозок».
Чтобы автобусные перевозки действительно «работали как часы», мэры территорий тоже внесли свои предложения. В частности, указали на необходимость заблаговременно заключать контракты с перевозчиками на садоводческих маршрутах с регулируемым тарифом. Так, исполняющий обязанности мэра Усть-Илимска Эдуард Симонов предложил включить в перечень рекомендаций, по итогам совещания, установление нормативного срока заключения контрактов на перевозки до 1 мая. В северных территориях Приангарья дачный сезон короткий, поэтому очень важно вовремя обеспечить регулярные перевозки.
Кроме того, представители территорий видят возможный выход из сложных ситуаций через создание муниципальных (субсидируемых) транспортных предприятий, если с частными перевозчиками не удается наладить сотрудничество. По этому поводу, напомнил спикер ЗС, нужно иметь в виду федеральное законодательство, ограничивающее работу МУПов. Где-то они, конечно, сохранились и остаются примером социально ориентированных предприятий, где-то же все пассажирские перевозки выполнятся силами частных предпринимателей и АТП. «В любом случае, государство не должно подменить собой бизнес, всё делать вместо него, — считает Александр Ведерников. — Наша задача — создать честные, справедливые условия. И если стоимость перевозок действительно складывается непосильной для населения, давайте дотировать перевозчиков. Но люди не должны часами стоять на остановках в ожидании автобуса».
Резюмируя главное, Александр Ведерников снова обратил внимание участников совещания на опыт других регионов Сибирского федерального округа, где доля субсидируемых маршрутов достигает 60%, а то и 95%.
Поэтому депутаты настоятельно просят региональную исполнительную власть изучить такую эффективную практику — посмотреть статистику, собрать аргументы для увеличения финансирования из бюджета региона. Парламент, со своей стороны, соответствующую статью расходов готов поддержать.
«Те меры, которые сегодня принимает министерство, в том числе исключение дублирующих маршрутов, частично решат проблему в перспективе нескольких лет. А жители нашего региона уже сейчас часами ждут автобусы и в мороз, и в жару, — еще раз конкретизирует проблему спикер ЗС. — Поэтому нам необходимо обеспечить регулярные перевозки строго по расписанию. В соседних регионах для перевозчиков созданы такие условия, при которых они добросовестно и в полном объеме выполняют свои рейсы, потому что большинство маршрутов субсидируется. Нужно изучить опыт соседей, чтобы люди на протяжении еще нескольких лет (пока министерство изучает и корректирует маршрутную сеть) не оказывались в ситуациях, когда на остановках приходится простаивать подолгу, в неизвестности — будет ли автобус и когда?»