Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 13(707) 8–14 апреля 2020 г. 13+

Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину

, 22:11

Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Фото: соцсети

Уважаемый Владимир Владимирович!

Я сообщал уже (в восьми письмах к Вам, написанных с марта 2008 года до начала 2015 года), какие существенные факторы не позволяют и не позволят нашей стране устойчиво развиваться даже в среднесрочном плане:

– действующая финансовая модель привлечения внешних инвестиций в российскую экономику, при которой валютные риски инвестора перенесены на российского заемщика (имеются в виду в основном портфельные и прочие инвестиции, которые в период, когда платежный баланс страны имеет положительное сальдо счёта текущих операций, оказываются по большей части «лишними», а их стимулирование влечет существенные риски для развития экономики с явной сырьевой направленностью);

– накопленный внешний долг России, который, по данным ЦБ РФ, на 01 января 2020 года составлял 490, 8 млрд долларов США.

Я утверждал, обосновывая это статистическими данными и результатами исследований, что без принятия неординарных решений со стороны российского правительства невозможно справиться с одной из системных проблем отечественной экономики – зависимостью от внешнего капитала, на приток которого в свою очередь оказывают доминирующее влияние цены основных позиций российского экспорта (нефти, нефтепродуктов и газа), складывающиеся на мировых биржах. Приходится признать, что в последние десятилетия именно непрогнозируемый рост цен на перечисленные позиции способствовал негативным изменениям в экономике, приведшим к распаду СССР, финансовым кризисам 1998 года, 2008 года и существенным экономическим проблемам конца 2014 года. Я констатировал, что если в ближайшее время не будут приняты экстренные меры с целью сбалансирования притока и оттока валютных средств, это приведет к глубокому кризису на валютном рынке и, как следствие, к резкому ухудшению общей ситуации в стране, в том числе падению уровня жизни российских граждан.

Многие предложения успешно реализованы на практике, что позволило российской экономике в определенной степени подготовиться к текущей негативной ситуации (резкое снижение стоимости сырья на мировых биржах и пандемия коронавируса) и накопить определенный запас прочности.

В то же время отечественная экономика по-прежнему зависит от стоимости сырья на мировых биржах и внешнего капитала. Для страны, которая обладает практически всеми факторами производства в количестве, превышающем совокупные потребности населения страны в несколько раз, подобная зависимость недопустима.

Предлагаю рассмотреть некоторые первоочередные шаги в области обращения свободно конвертируемых валют (СКВ) на территории Российской Федерации.

1. Изменить существующий механизм привлечения внешних инвестиций (в основном в форме кредитования российских предприятий) в российскую экономику. Первейшая угроза: валютные риски по кредиту со всеми отрицательными последствиями полностью перенесены на заемщика. Что это означает? Главным образом – невозможность проведения Банком России самостоятельной (независимой от внешних кредиторов) денежно-кредитной политики. Подробно это положение разъяснялось в ранее направленном Вам письме (вх. от 18 января 2013 г. №А 26-20-12367371).

2. Запретить («экономическими» методами) инвестиции, выраженные в СКВ, за исключением прямых инвестиций в отрасли, где внешний инвестор является ключевым фактором развития отрасли (холдинга, предприятия).

3. Ввести запрет на привлечение коммерческими структурами внешних займов в СКВ. Сделать это прерогативой государства.

4. Исправить допущенную ЦБ РФ тактическую ошибку в рамках управления внешним долгом отечественной экономики (отказавшись от активов в долларах США, Банк России не решил проблему снижения обязательств субъектов российской экономики, номинированных в долларах США, до уровня доли долговых активов, номинированных в долларах США в структуре золотовалютных резервов (ЗВР)). Необходимо проработать вопрос о перекредитовании внешних займов, номинированных в СКВ.

Возможные инструменты и механизмы: накопленные сверхдоходы от экспорта сырья, часть ЗВР, привлечение долгосрочных займов (со сроком погашения не менее 20 лет) под более низкий процент и др.

5. Ввести запрет (в форме федерального закона) на кредитование в СКВ физических лиц. Все ранее взятые в СКВ кредиты (включая валютную ипотеку) перевести в национальную валюту по льготному курсу. Таким образом, за населением останется право на покупку, реализацию и хранение СКВ. Основное преимущество заключается в полном снятии валютного риска с заемщика, что повысит уверенность ЦБ РФ в проведении необходимой денежно-кредитной политики, особенно в области управления курсом национальной валюты. Кроме этого, данное решение (наряду с другими) станет важнейшим шагом на пути максимальной дедолларизации российской экономики и создаст предпосылки (в случае устойчивости национальной валюты) к частичному отказу от покупки населением СКВ с целью сохранения накоплений от инфляционного воздействия.

6. Запретить размещать СКВ на депозитных счетах как инструмент сохранения сбережений. Как правило, основной аргумент при покупке населением СКВ в качестве инструмента сбережения — сохранность вкладов от обесценения рубля (в случае вероятной девальвации национальной валюты). В качестве альтернативы (возможно, временной) предложить гражданам инвестиционный счет, номинированный в условных единицах. Целесообразнее всего ограничиться тремя видами данного счета: инвестиционный счет, привязанный к курсу доллара США; инвестиционный счет, привязанный к курсу евро; инвестиционный счет, привязанный к корзине валюты (50% доллар и 50% евро). В предлагаемом варианте гражданин, который хотел бы обезопасить часть личных сбережений от возможной девальвации национальной валюты, вместо прямой покупки СКВ и последующего перечисления валютных средств на депозит будет напрямую перечислять рубли на «инвестиционный счет». Количество у. е. на данном счете будет соответствовать курсу у. е. (например, курсу доллара), устанавливаемому ЦБ РФ. Соответственно при изменении курса у. е., устанавливаемого ЦБ, будет изменяться рублевая составляющая данного «инвестиционного счета». Депозит (общая совокупность), принятый коммерческим банком, будет размещен на специальных счетах ЦБ (для исполнения обязательств со стороны коммерческого банка). С целью балансировки (сохранения нейтрального состояния части пассива по данной операции) ЦБ выдаст субординированный кредит или встречный депозит, равный сумме размещенного депозита коммерческого банка на счете ЦБ. Таким образом, все возможные валютные риски будет компенсировать Центробанк (эмиссия или использование прибыли). Представляется разумным установить фиксированную комиссию в размере 0, 10–0, 15% от суммы перечисления и снятия. При закрытии «инвестиционного депозита» и дальнейшем снятии наличных средств гражданину будут выдаваться рубли по текущему курсу ЦБ РФ. В этом случае решается стратегическая задача — исключается из оборота СКВ при полном соблюдении конечной цели частного инвестора, состоящей в сохранении сбережений от возможной девальвации национальной валюты. Кроме исключения из оборота СКВ (той части, которая имеет спрос для конкретных целей), решается не менее важная задача — отсутствие спроса на наличную СКВ в случае ухудшения макроэкономической ситуации.

Основные преимущества реализации вышеперечисленных мероприятий таковы:

– резкое улучшение общей структуры внешнего долга России как по срокам погашения, так и по статусу заемщика;

– уменьшение общих издержек по внешним займам. Экономия на процентных выплатах составит не менее 2%, или 7–10 млрд долларов США в год;

– использование благоприятной рыночной ситуации с точки зрения текущих процентных ставок (аномально низких) и достаточной ликвидности;

– усиление роли государства в политике стратегических компаний, участвующих в перекредитовании внешних займов;

– частичное устранение системного риска по притоку/оттоку внешнего спекулятивного капитала;

– создание реальных предпосылок для становления рубля в качестве резервной валюты. При запретительной норме резервирования внешние займы будут выдаваться в рублях (СКВ будет продана на бирже (основной покупатель – ЦБ РФ)). Так будет исключен для заемщика валютный риск, который в настоящее время представляет собой сверхнегативное явление, угрожающее непредсказуемыми отрицательными последствиями всей отечественной экономике;

– резкое уменьшение долларизации экономики;

– более эффективная денежная политика, направленная в большей степени на долгосрочное развитие отечественной экономики с минимально возможной внешней зависимостью (как прямой, так и косвенной);

– создание базовых условий и предпосылок для устойчивого долгосрочного развития российской экономики как одной из наиболее благоприятных экономик мира.

К негативным последствиям предлагаемых мер можно отнести критику со стороны либеральных экономистов. Вероятнее всего, лидеры стран с развитой экономикой выскажут опасения относительно возврата российской экономики к советскому прошлому (директивной экономике). В ответ можно напомнить, что, например, в США физические лица не могут размещать на депозитах иностранную валюту, в том числе брать кредиты не в долларах США и т. д., однако об американском «госплане» никто ничего не слыхал. В списке недовольных, возможно, окажутся отдельные физические лица, которые потеряют весьма высокую доходность от размещения валютных средств на территории России (по итогам 2019 года более 107 млрд долл. — инвестиционные доходы из России; по итогам последних 20 лет — более 1, 2 трлн долл.).

Привлечение внешних инвестиций является ключевым и фундаментальным условием устойчивого развития страны в долгосрочном плане, поэтому, на мой взгляд, требуется существенная корректировка в их использовании с точки зрения разумности и необходимости. Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о проведении всестороннего анализа – не только профильными ведомствами, но и контролирующими органами власти, ответственными за безопасность государства, включая ФСБ, Счетную палату, Прокуратуру и Следственный комитет РФ, – обоснованности привлечения внешних инвестиций в отечественную экономику («портфельных» и «прочих»). При проведении проверки необходимо обратить особое внимание на созданный в отечественной экономике механизм денежной эмиссии, который в течение длительного времени был максимально связан с валютными поступлениями в страну. Было бы нелишним уточнить целесообразность создания условий, при которых пополнение оборотного капитала отечественных компаний происходило (и происходит в настоящее время) в определенной степени за счет привлечения внешних инвестиций.

Владимир Владимирович, хочу также заострить внимание на деятельности микрофинансовых организаций. Их основные заемщики – физические лица, как правило, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации, и вынужденные обращаться за краткосрочными займами, и получающие кредиты по ставке, значительно (в разы) большей, чем в отечественных банках. В результате вместо помощи это приносит заемщикам еще большие проблемы. Поэтому разумнее всего существенно ограничить число и размеры данных организаций как пережитка прошлого. А соответствующую услугу как жизненно необходимую для широких слоев населения оказывать через организацию, остающуюся под полным контролем государства. Сегодня функцию микрофинансовой организации, кредитующей физических лиц, мог бы осуществлять Почта Банк. Для обслуживания юридических лиц следует привлечь иные коммерческие банки. С учетом неординарной ситуации и для облегчения долгового бремени российских граждан имеет смысл все ранее взятые микрокредиты перевести в Почта Банк (погасив задолженность перед существующими организациями) и значительно снизить процентную ставку.

С верой в счастливое будущее России,
к. э. н., исследователь в области макроэкономики и финансовых рынков, литератор,
П.П. Кравченко

Официальный сайт – Возрождение2014.РФ

ПУБЛИКУЕТСЯ НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram