> Корреспондент «АН-Сахалин» примеряет на себя профессию сварщика - Аргументы Недели Сахалин

//Общество 13+

Корреспондент «АН-Сахалин» примеряет на себя профессию сварщика

№  () от 3 марта 2020 [«Аргументы Недели Сахалин», Татьяна Сеньчина ]

Хоть я и полом не вышла, но все плюсы и минусы профессии сварщика примерила на себя и поняла, что не только мандалорцы носят модные шлемы. Плотная маска – обязательный атрибут профессии сварщика. Она защищает от искр, брызг металла и ультрафиолетового излучения. Кроме того, в ней, оказывается, еще что-то видно…

Не женское дело?

В маске ты как хоббит Фродо из «Властелина колец» мир существует, но он совершенно не тот, к которому ты привык. А яркие всполохи в глазах – это не глаз Саурона, а сгорающий электрод. Удержал дугу, значит – все прошло удачно.

Кстати, сварка бывает разной. Например, обычная электродная, полуавтоматическая, специальной проволокой (здесь уже и аппараты дороже, и расходники), а также элитная – аргонная. Полуавтоматическая, по словам специалистов, дает ровный, качественный шов и широко применяется в кузовном ремонте, полуавтоматом можно варить и тонкий, и толстый металл. Причем справиться с «полуавтоматом» может даже неподготовленный человек.

Ну, по крайней мере, процентов 70 людей точно смогут, смеется сварщик Павел Андреев.

Электродом же варить немного сложнее надо удерживать его на определенном расстоянии от свариваемой поверхности, при том что он постепенно выгорает.

Но мне-то чем сложнее, тем лучше. Надеваю маску, беру сварочный аппарат, задание – приварить металлический порог к дверному косяку. В глазах – пока темнота.

«Чиркни электродом по металлу», подсказывают мне добрые люди. Чиркаю, вижу искру, вызываю огонь на себя… Нет, на самом деле удерживать появившуюся дугу довольно тяжело, ее как будто отталкивает от шва. Но я стараюсь. Электрод гаснет, чиркаю снова, и так раз двадцать пять… Тем не менее, когда снимаю маску, вижу на металле вполне приличный шов.

Вообще у женщин хорошо получается варить, спускает меня с небес на землю Павел.

Ну, в общем, не одна я такая молодец, можно было не гордиться.

Сварка – это дело, которое требует аккуратности и усидчивости, в каком-то смысле, как вышивка или вязание, рассказывает Павел Сергеевич. Аргонная сварка, например, требует тонких, размеренных и при этом точных движений у женщин к этому предрасположенность. Но нужно учитывать, что когда речь идет о монтаже какого-то оборудования и приходится работать в разных неудобных положениях, а на тебя еще и металл капает, то это уже дело для брутальных мужчин, а не для слабой половины.

Что еще нужно знать о процессе электродной сварки? Под действием дуги электрод горит, почти как бенгальский огонь. С него одновременно капают шлак и металл. Металл, поскольку он тяжелее, опускается вниз.  А шлак – всплывает. Задача сварщика – следить за тем, чтобы шов заполнялся именно металлом, а не шлаком и не смесью металла со шлаком, потому что тогда получится не шов, а что-то не очень хорошее…

Фокус в ажуре

Интересно, что умение варить самостоятельно может сэкономить довольно много денег. Павел, например, также пришел к сварке по необходимости.

В первый раз взял на работе старый китайский сварочный аппарат – тяжеленный, много раз ремонтированный, рассказывает он. – На нем и научился. При этом сделал вывод, что начинать надо именно с такого, не самого лучшего агрегата. Потому что потом ты сможешь варить на чем угодно.

Естественно, платят хорошо за такую работу только в том случае, когда человек не просто умеет хорошо варить, но и имеет соответствующие «корочки», которые подтверждают квалификацию. Да и на всякие ответственные работы сварщика с улицы просто не возьмут.

А много ли надо вложить, чтобы овладеть профессией? Оказывается, нет. Сварочные аппараты не такие уж и дорогие. Самый простой можно подобрать всего за 3 тысячи.

Можно купить аппарат размером с пухленький кирпич и сравнительно легкий – весом всего килограмма два, подсказывает Павел. 

Кстати, довольно затратный атрибут – это маска, она может стоить и около десяти тысяч.

Это дорогие варианты, поясняет Павел Андреев. – Маски без автозатемнения стоят намного дешевле, но работать в них неудобно, а вот моя, например, с автозатемнением, и обошлась мне немногим больше тысячи рублей. Пробовал варить в дорогих экземплярах, не понравилось.

Что касается более «достойных» по цене сварочных аппаратов, они, по словам сварщика, позволяют делать разные «фокусы» – можно сделать тонкий шов, можно толстый, и ажурный шов тоже можно.

Вообще, если хочется попробовать что-то более продвинутое, советую приобретать полуавтомат при этом виде сварки у тебя в руках как будто карандаш с металлом, рекомендует Павел. Почему именно этот вид сварки применяют в кузовном ремонте? Потому что он позволяет работать с очень тонким металлом – 0,50,8 мм…

Еще более продвинутый вариант – аргонная сварка. С помощью аргона можно варить алюминий, титан, а это, кстати, очень актуально для Сахалина.

Сварка на столе

Тем не менее у профессии сварщика есть и минусы.

По большому счету, это вредная работа, признается Павел. – Обязательно нужно, чтобы в помещении, в котором ты работаешь, хорошо работала вытяжка. Если варишь нержавейку, лучше это делать в респираторе. И вообще надо следить, чтобы на тебя не шел дым. И какой бы дорогой ни была ваша маска, зрение все равно садится.

Нельзя забывать и про то, что сварка – весьма пожароопасное дело. Если варить металл, прилегающий к пластику, последний может оплавиться и загореться.

Кстати, оказывается, что самый безопасный вариант это аргонная сварка. Ею можно заниматься хоть на кухонном столе.

Процесс этот чистый, практически нет ни дыма, ни разбрызгивания металла. А вот где возникает целый сноп искр – это вовсе не сварка, а плазменная резка металла, просвещает Павел. – При такой работе надо быть особенно осторожным, поскольку эти искры могут поджечь что-то и за несколько метров.

А еще, советует сварщик, никогда не надо жалеть сваренное изделие нужно подергать его, простучать, потрясти, если есть возможность, даже повисеть на нем.

В промышленности сваренные вещи проверяют методом дефектоскопии, говорит Павел. Там используются специальные ультразвуковые и рентгеновские методы проверки. С их помощью устанавливают наличие дефектов в шве… Но такие технологии, увы, доступны только на производстве, и то не на всяком. Поэтому единственный способ проверки – механический, и жалеть на него усилий не надо.

Если бы меня сейчас спросили, готова ли я получить «корочки» сварщика, освоив новую профессию, я бы незамедлительно согласилась. И, кстати, мне очень понравилось сравнение сварки с вязанием. Действительно, в Интернете часто можно встретить картинки, на которых демонстрируют красивые сварочные швы, например, узор чешуйкой.

Практически в ста процентах случаев это аргонная сварка, комментирует Павел.

А вот невидимых швов не бывает и быть не может. Просто если соединение не бросается в глаза, значит – после сварки его зашлифовали вровень с остальным металлом.

И еще один интересный факт: смотреть на сварку действительно нельзя. Но не из-за яркого света, а наоборот из-за ультрафиолетового излучения, которое человеческое зрение и воспринять не может. И тем не менее именно оно может вызвать ожог роговицы. Поэтому увидите сварочные работы, проходите мимо…

Кстати

Сварщики, которые варят аргоном, практически не болеют простудными заболеваниями. Очень сильное ультрафиолетовое излучение на подлете убивает все бактерии.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте