Производители мебели и свободные ниши после ухода иностранцев

Российский мебельный рынок переживает стадию адаптации к работе в новых условиях. Несмотря на то, что есть положительные сдвиги, как в направлении ассортимента, так и ценовой политики производителей, актуальная проблематика также присутствует. И решать проблемы мебельным фабрикам и их представителям в ритейле придется еще долго.

Уход партнеров и поставщиков.

Наверное, наибольший шок рынок пережил от ухода нескольких крупных иностранных игроков, которые либо заявили о полном прекращении работы в РФ, либо взяли «паузу».

Помимо потребителей, которым стала недоступна «скандинавская» продукция, сильно пострадали отечественные производства, которые были частично или полностью зависимы от сотрудничества с иностранными партнерами. Смогут ли они адаптироваться для работы с российскими фабриками, причем в том же объеме, либо переквалифицироваться – вопрос.

Появились и очевидные сложности с теми сегментами производства, которые были завязаны на поставках европейских комплектующих, синтетических материалов и сырья, необходимого для производства МДФ, ДСП, мебельного пластика и наполнителей. Все это вызвало взрывной рост цен для конечного покупателя – вплоть до 150% в некоторых категория.

Принятые инициативы.

Справедливости ради отметим, что ситуация на рынке мебели сложная, но не безвыходная. Да, многие решения требуют месяцев времени, инвестиций и помощи со стороны правительства, но есть такие секторы, которые уже сегодня показывают хорошие результаты.

Например, производители детской мебели, а также фабрики, которые выпускают обеденные столы, кровати и стулья преимущественно из натурального массива. Даже на фоне ослабленного рубля в феврале и марте мебель данных категорий подорожала меньше всего – на 10-20%.

Принятые в последние годы инициативы, в том числе создание межрегиональных производственных кластеров и экономических зон, особенно в направлении производств для замещения импортных поставок, в теории должны сделать мебельную индустрию более самостоятельной в ближайшие годы.     

Перспективы для развития.

Сейчас, когда рубль укрепился, а экспорт дерева в недружественные страны прекратился, мебельные фабрики получили еще один стимул для развития. По крайней мере, в нескольких направлениях.

Сложно сказать, когда фабрики получат замещение импортной фурнитуре, ППУ и прочим синтетическим материалам, которые либо нужны для производства мебели, либо для производства того же МДФ. Задач и направлений для развития хватает.  

Пока приходится работать или с относительно независимыми сферами, или с привлечением тех поставщиков, которые везут нужную продукцию в страну, в том числе из КНР и Турции, а также надеяться на оперативное развитие российской промышленности в данных сегментах. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram