
Многие уже говорят, что борьба с телефонным мошенничеством приобретает все более абсурдные и, что важнее, неэффективные формы. Запреты, блокировки, гранты «борцам с жуликами» — все это не принесло ощутимых результатов. Теперь же на первый план выходят инициативы, которые, помимо сомнительной эффективности в борьбе с мошенничеством, преследуют и другие, порой скрытые, цели. Рассмотрим подробнее «новые рецепты», предлагаемые законодателями: переход на биометрическую идентификацию, интеграцию Авито с Госуслугами и запрет кнопочных телефонов.
Вот уж точно расхожее выражение: «не мытьём, так катанием». Прямо-таки пытаются загнать всех и вся под сдачу биометрических данных. Сегодня к этому процессу хотят привязать борьбу с мошенниками. Только вот стоит ли овчинка выделки? Вообще, биометрия — это панацея или инструмент контроля? Возьмём, к примеру, получение микрозайма. Предлагается, что гражданам он станет доступен онлайн лишь по биометрии. А заодно и коснемся доступа к кредитной истории.
Проталкиваемая идея обязательного использования биометрии при онлайн-выдаче микрозаймов (но не кредитов!) кажется попыткой «убить двух зайцев». С одной стороны, утверждается, что это защитит от мошенников. Однако, это не так. Современные технологии «глубокой подделки» (deepfake) позволяют создавать реалистичные видео и фото, используя биометрические данные, полученные мошенниками различными путями. Таким образом, сдача биометрии, вместо защиты, может стать дополнительным инструментом в руках преступников.
Ограничение же доступа к кредитной истории через биометрическую идентификацию, фактически создаёт ситуацию, где граждане, не принимающие сам момент сдачи биометрии (а таковых очень даже немалое число!), будут лишены возможности отслеживать свою кредитную историю (если они не находятся в Москве, где в основном и сосредоточены все БКИ). Это значительно усложнит жизнь и делает граждан более уязвимыми перед мошенническими действиями, ведь даже при подозрении на несанкционированную активность, проверить это станет крайне трудно. И тут либо соглашайся на биометрию, либо оставайся в неведении. Получается, что если нет «Госуслуг», то тогда вариантов нет? А ведь далеко не все желают на этих самых Госуслугах заводить свои аккаунты (нередко взламываемые теми же мошенниками).
Ещё одно из предлагаемых нововведений так же вызывает большой вопрос. Насколько это необходимо и эффективно? Речь о сервисе «Авито», популярной у многих россиян площадке для покупок или продаж «напрямую», как бы «из рук в руки». Объединение Авито с Госуслугами, предполагающее обязательную идентификацию пользователей через портал Госуслуг для размещения объявлений, также вызывает серьёзные опасения. Это не только усложнит процесс продажи товаров и услуг для многих граждан (особенно для пожилых людей, не обладающих цифровыми навыками), но и создаёт потенциальную точку доступа для злоумышленников. Взлом аккаунта на Госуслугах даёт доступ не только к Авито, но и к гораздо более чувствительной информации.
Ну и совсем уж непонятное. Запрет кнопочных телефонов. Такое предложение так же имеет место. Что это? Утопия или дискриминация? Понятно, что кнопочные телефоны не смогут «обеспечить безопасность» абонента надписями на экране. Остается только запрещать «опасные телефоны». Однако, запрет кнопочных телефонов — это, пожалуй, самая абсурдная инициатива. Мошенники легко адаптируются, и использование кнопочных телефонов не является главным фактором в успехе их преступной деятельности. А потому видится, что этот запрет скорее направлен на ограничение доступа к коммуникациям для социально незащищённых слоёв населения, чем на борьбу с мошенниками.
Мошенников, конечно, необходимо «прижучить» так, чтобы они и носа высунуть не могли. Только вот вместо сомнительных и неэффективных мер, необходимо сосредоточиться на следующих направлениях: усиление ответственности операторов связи (более строгий контроль за номерами, использование проактивных методов блокировки мошеннических звонков), просвещение населения (распространение информации о методах телефонного мошенничества и способах защиты), развитие технологий обнаружения мошенничества (инвестиции в разработку и внедрение систем, способных автоматически выявлять и блокировать мошеннические звонки и сообщения), усовершенствование законодательства (более эффективные механизмы наказания мошенников и защиты прав пострадавших). Вместо гонки за сомнительными решениями, нужно сосредоточиться на комплексном подходе, который будет направлен на реальную защиту граждан от мошенничества, а не на создание новых инструментов контроля и ограничения прав.
А пока предложенные «новые рецепты» выглядят больше, как попытка решить одну проблему созданием десятков новых, еще более серьёзных. Думается, что авторы законодательной инициативы больше думают, что оно позволит простимулировать сбор биометрии, чем о том, как реально перекрыть кислород мошенникам. А между тем, «Единая биометрическая система» — сугубо коммерческая контора! Поневоле напрашиваются мысли о лоббировании её интересов определёнными людьми при власти.
Но то, что многие опасаются, что, сдав биометрию, можно дать мошенникам получить возможность подделать лицо по фото и видео с помощью «искусственного интеллекта» и натворить ещё больших пакостей, мало кого из инициаторов, как думается, волнует. "Лес рубят - щепки летят"...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции