Новая звездная опасность для планет идентифицирована «Чандрой»

Новая звездная опасность для планет идентифицирована «Чандрой»
НАСА

Астрономы, используя данные рентгеновской обсерватории НАСА «Чандра» и других телескопов, выявили новую угрозу для жизни на таких планетах, как Земля: фазу, во время которой интенсивные рентгеновские лучи от взорвавшихся звезд могут воздействовать на планеты на расстоянии более 100 световых лет. Этот результат, имеет значение для изучения экзопланет и их обитаемости.

Эта недавно обнаруженная угроза исходит от взрывной волны сверхновой звезды. Когда происходит это воздействие, оно может производить большую дозу рентгеновских лучей, которая достигает планеты, подобной Земле через месяцы или годы после взрыва и может длиться десятилетиями. Такое интенсивное воздействие может спровоцировать вымирание на планете.

Новое исследование, сообщающее об этой угрозе, основано на рентгеновских наблюдениях 31 сверхновой и их последствиях — в основном от рентгеновской обсерватории НАСА «Чандра» показывают, что планеты могут подвергаться смертельным дозам радиации, расположенным на расстоянии около 160 световых лет.

Если поток рентгеновских лучей пронесется над ближайшей планетой, излучение может серьезно изменить химический состав атмосферы планеты. Для планеты, подобной Земле, этот процесс может уничтожить значительную часть озона, который в конечном итоге защищает жизнь от опасного ультрафиолетового излучения ее звезды-хозяина. Это также может привести к гибели широкого спектра организмов, особенно морских, лежащих в основе пищевой цепи, что приведет к вымиранию.

Существуют убедительные доказательства, в том числе обнаружение в разных местах по всему земному шару радиоактивного типа железа, что волны от сверхновых прошли вблизи Земли примерно между 2 и 8 миллионами лет назад. По оценкам исследователей, эти сверхновые находились на расстоянии от 65 до 500 световых лет от Земли.

Хотя Земля и Солнечная система в настоящее время находятся в безопасном пространстве с точки зрения потенциальных взрывов сверхновых, чего не скажешь о многих других планетах Млечного Пути.