Гольфстрим достиг минимальной за 1600 лет скорости

Ученые обнаружили «почти полную потерю стабильности» течений Атлантического океана. Их скорость достигла минимальной за 1600 лет. Согласно новым данным, течения могут практически остановиться. Исследование опубликовано в Nature Climate Change, коротко о нем сообщает The Guardian.

По словам авторов исследования, радикальное замедление течений приведет к катастрофам во всем мире. Станет меньше дождей, пострадают урожаи в Индии, Западной Африке и Южной Америке. В Европе понизится температура, поднимутся бури. На западе Северной Америки поднимется уровень моря. Под удар могут попасть ледники Антарктики и тропические леса Амазонии. Об этом сообщает телеканал «Наука».

Течения Атлантического океана — сложная система. Ученые не могут предсказать точную дату остановки. Это может произойти как через десять лет, так и через несколько веков. Но исследователи считают, что коллапса нельзя допускать из-за слишком серьезных последствий.

«Признаки дестабилизации — это то, чего я не ожидал, и то, что меня пугает, — сказал автор исследования Николас Борс из Потсдамского института изучения климатических изменений в Германии. — Это одна из тех вещей, которую просто нельзя допустить».

По его словам, неизвестно какой уровень CO2 вызовет коллапс. «Поэтому единственное, что нужно сделать, — минимизировать выбросы. Вероятность коллапса возрастает с каждым выброшенным в атмосферу граммом CO2».

В своем исследовании Борс показывает, что атлантические течения имеют два состояния: быстрое (оно наблюдалось последние тысячи лет) и медленное. Рост температуры может привести к резкому переключению состояний в течение 10–50 лет.

Есть и другая точка зрения. Ее выразил гость программы «Вопрос науки» Павел Константинов — кандидат географических наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ. Для Гольфстрима нормально замедляться и ускоряться — эти изменения можно заметить в пределах человеческой жизни. Но фатальных последствий нет, потому что основной фактор переноса тепла — атмосфера, а не течение.

Есть еще одна версия изменения климата. Американские ученые считают, что глобальное потепление влияет на скорость изменения наклона земной оси. Данные были получены и проанализированы от спутников NASA.

Изменение наклона оси планеты происходит постоянно, на это влияет распределение её веса в различных частях геоида, по мере смещения магмы в глубинных частях планеты, из-за трансформации её поверхности.

Ученые считают, что главным фактором смещения является процесс таяния ледников, влияющий на перемещение океанических масс. Установлено, что из-за этого, изменение расположения полюсов Земли (наклона оси) за последние 40 лет значительно увеличило скорость (в 17 раз). «Полученные данные — ключ к изучению движения полюсов, обусловленного климатом», — считает гидролог Сю Ся Лю из Китайской академии наук.

Читайте также: «Землю перегревают: парниковые газы, потеплевший океан и тектоническая активность – это приговор планете?»