> История удивляет: убившие князя Игоря Рюриковича древляне на самом деле были германцами - Аргументы Недели

//История удивляет 13+

История удивляет: убившие князя Игоря Рюриковича древляне на самом деле были германцами

17 февраля 2025, 12:24 [«Аргументы Недели», Олег Грищенко ]

О княжении Игоря, сына Рюрика, в современных исторических трудах упоминается преимущественно в связи с историей его гибели, которая описана так, что до сих пор он воспринимается в народе как глуповатый и жадный человек. Однако в течение 30 лет, когда князь Игорь находился у власти, он показал себя по-настоящему славным и успешным князем. 

Родившийся в 878 году и взошедший на Киевский престол в 913 году – после смерти князя Олега, Игорь Рюрикович правил вплоть до рокового для него 944 года, когда он был убит древлянами. То есть это было одно из самых продолжительных правлений в российской истории. 

Также как и жизнеописания его предшественников – Рюрика и Олега,  исторические труды, повествующие о правлении князя Игоря, содержат большое количество противоречий и лакун. Это касается и его женитьбы, и войн, которые он вёл, и его взаимоотношений с Византией, и, главное, обстоятельств его смерти.

Сведения о том, как Игорь управлял Русью, довольно фрагментарны, но достоверно то, что во время его княжения происходило дальнейшее сплочение и объединение русских племён. Именно при Игоре в письменных источниках, в том числе в византийских документах, впервые появилось понятие «Русская земля».

Рассмотрим основные вехи биографии князя Игоря, отмечая различные натяжки в принятой ныне историками версии о его правлении. 

Известно, что с юных лет Игорь стал ближайшим помощником князя Олега, своего дяди, сопровождая его во многих походах или оставаясь за него в Киеве в качестве правителя. Игорь изучил воинскую науку в княжеской дружине и стал не только умелым воином, но и знающим полководцем. Поэтому, приняв власть над Русью после смерти Олега, он сумел успешно обеспечить ей и защиту, и дань. 

Так, уже в 914 году, в первый год своего правления, князь Игорь послал воеводу Свенельда на враждебных Киеву угличей, которые «сидели вниз по Днепру». И Свенельд покорил их и дань возложил – «по чёрной кунице с дыма».

В том же году Игорь сумел снова привести в покорность древлян, которые попытались выйти из-под власти Киева, «не желая ни дань, ни войска давать». Тем более что, как свидетельствует «Повесть временных лет» (12 век), поляне (киевляне) когда-то сами находились в подчинённом положении у древлян – «быша обидимы». Олег древлян смирил и заставил платить дань; Игорь же эту дань увеличил: «Пошёл на древлян и, победив их, положил на них дань больше Олеговой».

При этом нужно отметить, что племя древлян, скорее всего ни к русам, ни даже к славянам отношения не имело. Согласно «Истории» Льва Диакона (10 век), в письме к Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напоминая о судьбе князя Игоря, написал, что тот отправился в поход на  «германцев», был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Что касается явно славянского происхождения названия племени древлян – это могло быть вовсе не самоназванием. Русы могли так звать своих данников-германцев – как обитателей дремучих лесов.

Кроме того, в западных исторических трудах в связи с казнью Игоря вместо имени предводителя древлян «Мала» фигурируют другие имена – более соответствующие германской версии этих событий. Так, в польской хронике 15 века Яна Длугоша этот древлянский князь носил имя «Нискин». Последующий русский пересказ этой истории, действительно, легко «превращает» это имя в «Мал»: Нискин-Низкий-Малый-Мал.

Любопытно, что в написанных в 16 веке Сигизмундом Герберштейном «Записках о Московии», который, очевидно, знал о том, что древляне были германцами, он произвёл обратное переименование германского (древлянского) князя – «Мал» у него стал «Мальдиттом».

О том, что «древляне» не были русским племенем, свидетельствует и то, что они, явно, не знали принятых в те времена у русов законов кровной мести, особенно за смерть вождей. Именно поэтому древляне, жестоко убив русского князя, не придумали ничего умнее, чем, для замирения – а на самом деле на свою погибель – предложить его вдове выйти замуж за их князя.

Однако вернёмся к периоду правления князя Игоря. Он хорошо показал себя, в том числе, и как дипломат. Когда в 915 году на Руси впервые появились печенеги, Игорь немедленно заключил с ними союз и отправил в Византию, чтобы, на основании русско-византийского договора о военной помощи, так поддержать Империю в войне враждебной Болгарией. 

Правда, на основании не очень убедительных трактовок первоисточников историки заявляют, что Игорь с войском совершил нападение на печенегов в 920 году – сразу же после того, как в Царьграде короновался новый император – Роман I Лакапин. Но скорее всего, в том году Игорь просто ездил к печенежскому вождю для подтверждения союзных отношений в связи со сменой власти в Византии. Так как именно заключённый в 920 году союз Игоря с печенегами заставил нового императора Романа оставить без изменений договор Византии с Русью. Это объясняет значение фразы В.Н. Татищева (18 век), относящейся к этому времени: «Лета 921 Игорь, приуготовив войско большое и корабли, хотел идти на греков, но упрежден был».

О деяниях князя Игоря в последующие двадцать лет практически ничего не известно. Но, судя по тому, что в этот период на Руси не произошло ни войн, ни волнений, правление Игоря было весьма успешно.  

«Византийская» политика князя Игоря являлась столь же твёрдой и последовательной, как и у Рюрика и Олега. Договор, заключённый Олегом, действовал и при Игоре. Для этого Игорь тоже провёл успешный «демонстрационный» поход на Царьград в 941 году, в котором участвовали и союзные руссам печенеги.

Часть историков необоснованно считают, что в 941 году Игорь, якобы, потерпел у Царьграда крупное поражение. При этом описывается некое происшедшее тогда морское сражение между флотами императора Романа I Лакапина и князя Игоря. Но, согласно, следующему тексту Татищева, боевых действий тогда у Царьграда не произошло, и император без сопротивления подтвердил для Игоря прежний договор с Олегом о византийской дани:  

«Корсунцы послали к Роману, возвещая, что идут русь в бесчисленных кораблях, которые покрыли море. А также и болгары послали весть о том же, и что печенегов Игорь нанял, и землёю конница идёт. Сие слышав, царь Роман послал к Игорю знатных бояр с просьбою, чтоб не ходил, а договоренное с Олегом взял за все годы».

К тому же в 942 году император продлил русо-византийский договор, заключённый ранее с Олегом «Вещим». Историк В.О. Ключевский (19 век) писал: «В договоре Игоря с греками читаем, между прочим, что великий князь русский и его бояре ежегодно могут посылать к великим царям греческим столько кораблей, сколько захотят, с послами  и с гостями, т. е.  со своими собственными приказчиками и с вольными русскими купцами».

Нежелание императора осложнять отношения с русами выразилось и в том, что ещё до заключения договора 942 года его послы передали Игорю новую дань «на войско русское».

А дальше случилось то же, что и с Олегом, отравленным вскоре после заключения жёсткого договора с Византией о дани. Уже в 945 году князь Игорь был предательски убит данниками-древлянами. Красочная история о том, что князь поплатился за жадность, решив взять с древлян двойную дань, вызывает большие сомнения – как и история со змеёй князя Олега. Ведь князю Игорю не нужно было лично собирать дань с покоренных племён – с этим, например, в 914 году прекрасно справился воевода Свенельд, смирив уличей. А вот если древлянский князь заманил русского князя на переговоры – о совместном походе или о женитьбе детей – это личный визит Игоря вполне объясняет. Тогда понятно и то, почему князь прибыл к древлянам с малой дружиной, которая не смогла его защитить от вероломного ночного нападения.

Византия была отомщена за унижение от русского князя, снова заставившего Империю платить Руси дань. Но кроме фактора «cui prodest» (лат.) – «кому выгодно?», и ещё одно обстоятельство указывает на византийский след в этой истории. Это особая жестокость казни. В древнерусской традиции из мести убивали мечом, топором или верёвкой, но без принятых у византийцев зверств, подобно тем, что были описаны Львом Диаконом.      

      

Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.

ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:

«Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.

Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:

и на Яндекс Маркет:



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте